Закладной камень забвения
Прошло 25 лет после страшной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Под угрозой смертельного радиационного облучения тогда, в 1986 году, оказалась половина земного шара.
Визуальный ряд клипа использует фильм The Battle Of Chernobyl (Битва за Чернобыль).Этот специальный проект Discovery Channel собрал огромное количество никогда ранее не публиковавшихся архивных документов, уникальных фото- и видеоматериалов, и, с помощью компьютерной графики, шаг за шагом реконструировал события 20-летней давности (фильм выпущен в 2006 году). Вы можете посмотреть его на YouTube кусочками , или скачать целиком, чтобы посмотреть самим и показать детям.
Родилось и выросло поколение людей, которые никогда не жили в СССР и не могут знать, какой ценой ликвидировались последствия аварии. 600000 человек со всей страны (их называют ликвидаторами) были брошены в пекло. Были призваны 31 743 казахстанца, из них 5 118 алматинцев. Они до конца исполнили свой воинский и патриотический долг.
Ликвидаторы внесли вклад в обеспечение будущего всей Европы и приняли все возможные на то время меры по защите безопасности своей родины. СССР больше нет, а сколько ликвидаторов осталось в живых? Их с каждым годом остается всё меньше.
На сегодня трудно получить во всезнающем Интернете какие-либо точные цифры, например, сколько их живет сейчас в Алматы. Учет поставлен из рук вон плохо, данные 2011 года различаются очень существенно:
В живых осталось по Казахстану шесть тысяч человек, в Алматы — более 700 человек.
Большее доверие вызывают цифры, которые называет заведующая геронтологическим отделением поликлиники ветеранов Зауре Макеева:
По Казахстану чернобыльцев осталось около 4000. В Алматы — 423 человека.
Дождутся ли они, наконец, времени, когда разговоры о необходимости поставить памятник перейдут в дело? Камень, на месте которого должен быть установлен памятник, остался памятным закладным камнем забвения. Таким же, как другие камни, не превратившиеся в памятники.
На реализацию красивой задумки (эскиз давно готов) нужны деньги. Ветераны обращались в крупные банки страны, но получили отказ. Невыгодное это вложение, в памятники. Другое дело вложить средства в рекламу своего банка, например Евразийского, и пригласить самого Жерара Депардье. Догадываетесь, какой гонорар выплачен за несколько роликов актеру и творческой группе? Зато «сэкономили» от 50 до 150 тысяч долларов (оценка разных архитекторов) на памятнике тем, кто свои жизни отдал за сохранение самой жизни.
Один раз в год в день катастрофы проводятся мероприятия. В сквер, где установлен камень, 26 апреля приносили живые цветы. Правда, на следующее утро их уже не было. На моей фотографии можно разлядеть три уцелевших лепестка...
В центре сквера стоит детская площадка. Мамочки и нянечки гуляют с малышами, но о камне ничего не знают (он стоит в укромном уголке), как не знают и то, что сквер носит имя ликвидаторов чернобыльской катастрофы.
Рядом расположен институт иностранных языков и его общежитие, студентов здесь много. Кто играет в спортивные игры, кто просто сидит на лавочках. Найти среди них того, который знает название сквера, удалось не сразу. Большинство не подозревает о памятнике вообще, а те, кто видел камень, не догадываются, какому событию он посвящен. Послушайте, это два фрагмента (57 и 52 секунды) моей беседы со взрослыми детьми, студентами:
Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.
Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.
Только третья группа (слушайте фрагмент, 3-х минутная запись) порадовала правильным ответом Анжелики, но ответы других ребят, увы, огорчили. Никто из студентов даже приблизительно не смог назвать численность казахстанцев-ликвидаторов аварии, и никто не получал информацию где-то еще, помимо телевидения. Героизм, для нашей молодежи, совершенно далекое и абстрактное понятие.
Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.
Монументальная пропаганда как форма агитации и патриотического воспитания, наверное, уже устарела. Подумалось, может быть и не нужны новые памятники Чернобыльцам сейчас, через четверть века, а нужна другая память, более активная.
Может быть, стоит последовать хорошему примеру: в сквере, посвященном ликвидаторам, разместить фотовыставку под открытым небом, только на постоянной основе. Строгая секретность самой катастрофы и ее последствий привели к тому, что она никак не связывается у нас с конкретными людьми. Выход на Первом канале фильма Миндадзе «В субботу» (в «Закрытом показе») вызвал у меня глубокое разочарование. Такими фильмами рассказывать о Чернобыле в день скорби 26 апреля, на мой взгляд, кощунственно. Недоумение вызвало и содержание «Пусть говорят», и некоторые другие сюжеты.
За 25 лет трагедия отдалилась, но проблема безопасности не решена, и об этом напомнила Фукусима. Снижение уровня грамотности, компетентности специалистов, как следствие бесконечного реформирования образования, грозит нам новыми Чернобылями.
Сейчас активно обсуждается вопрос о строительстве в Казахстане АЭС. Говорят, без нее никак нельзя. Но представьте, хоть на миг, ситуацию с аварией подобного масштаба в наши дни. Где взять полмиллиона ликвидаторов? Что, заграница нам поможет?
Мы видим по телевизору, что творится в Японии, высокотехнологичной и богатой стране. Причем, Япония — островное государство, радиационные выбросы ветром относит в Тихий океан, а через океан — в США. Строительство в Казахстане, с его степными ветрами и активной сейсмикой, атомной станции — это самоубийственная идея. Однако, кто же будет протестовать, если активная часть населения, молодежь, ничего не знает о Чернобыле, последствиях аварии, и вообще не понимает опасности радиации.
Память уходит в камень. Раз в год к камням принесут цветы...



29.04.2011
Светлана! Какая вы молодец! Надеюсь, что вас читают в Казахстане! Согласно, что уроков Чернобыля не усвоили! Недавно смотрела мельком документальный фильм о городе в Германии, который отказался от ядерной электроэнергии. Выкупили городские сети и поставили солнечные батареи на храм и другие здания, ветряки на холмах — и живут нормально, даже излишки энергии начали продавать. Значит можно решать энергетические проблемы по-другому. Безопасно!
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
апреля 30, 2011 at 13:57
Я читала, что производство солнечных батарей довольно дорогое, и приносит природе очень много вреда. Ветряк большой у нас планировали ставить (в ущелье), но расчеты выдали его нерентабельность. Город загазован ужасно, ТЭЦ перевели на мазут, дышать нечем когда ветер в нашу сторону. Казахстан покупает электроэнергию у Киргизии.
[Ответить ]
30.04.2011
Светлана, мы живем в 7-и! километрах от самой большой АЭС в Европе-Запорожской атомной, так что проблему знаем не понаслышке. Нас постоянно убеждают в ее безопасности.Я полностью согласен с Вами, что если «рванет», то помощи ждать неоткуда.К сожалению, после развала Союза Украина осталась один на один с этой проблемой.Памятников у нас хватает. Не хватает внимания и помощи ликвидаторам.Но складывается впечатление, что чиновники просто ждут, когда они тихо отойдут в мир иной.Те крохи, что им выделяют-это просто издевательство. Зато у наших олигархов появилась мода покупать недвижимость в Лондоне.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
апреля 30, 2011 at 13:53
Страшно. Правда, у нас в Алматы свой реактор, подземный. Сейсмозона десятибалльная, и разрушительное землетрясение будет обязательно. Если об этом думать жить нельзя, но и выехать некуда. Живем, проверяя судьбу.
[Ответить ]
30.04.2011
Очень впечатлили фрагменты беседы со студентами. Значит, ничего им в школе не рассказывали. По теевизору, наверное, только Дом-2 смотрят. Не думал, что так запущенно. Неужели так трудно пересчитать оставшихся чернобыльцев? Значит, никому ни они не нужны, ни память о них. Камень он и есть камень, тем более в таком скромном уголке. Это окраина города?
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
апреля 30, 2011 at 13:39
Сквер не на окраине, а почти в самом центре. Однако, этот зеленый уголок совсем небольшой по размеру, рядом за бетонным забором собор, а памятный камень установлен в задней части, очень незаметно. К нему нет прямой аллеи. Центральную часть сквера занимает детская площадка, есть спортивная зона (отмечено желтым). Сам камень помечен на карте красной точкой. Картинка по клику увеличивается.
[Ответить ]
30.04.2011
Больше всего в результате катастрофы на ЧАЭС пострадала Беларусь. После всего этого в нашей стране урок не извлечен, во всю идет строительство первой атомной станции в Беларуси. Некоторых ликвидаторов последствий аварии знаю лично, знаю жителей, пострадавших от невидиммой радиации, особое отношение к детям, у которых появились непонятные болезни. Сейчас к чернобыльцам (так называют всех, кто пострадал от последствий) особое отношение, они находятся под особым медицинским конторолем, раньше имели большое количество льгот, потом лишили льгот не только их, но и другие категории социальных групп. Об этом в эти дни в Байнете очень много материалов, мнением официальных СМИ не интересуюсь, поэтому ни оценку, ни анализ ситуации делать не стану.
По поводу памятников — они живым людям не нужны, нужны для показухи тем, кто должен проявить реальную заботу о тех, кто в ней нуждается. Людей, которых бросили на борьбу с пожаром и последствиями утечки радиации, можно считать героями, многие даже не знали, чем для них это аукнется потом. А то, что 1 мая в городах проходили демонстрации — преступление, которого нельзя забыть. Среди ликвидаторов есть много военных, привыкших все четко выполнять, жить по строгим правилам, неужели среди них в Казахстане нет тех, кто смог бы объединить людей, заинтересованных в помощи людям этой социальной группы? Думаю, что объединившись вместе они лучше решили бы многие проблемы, а также вопрос об уместности дорогого памятника, тем более, что скромный камень уже есть...
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
апреля 30, 2011 at 13:51
Объединение есть, есть Президент Союза Ветеранов Чернобыля и Локальных войн Рахим-кажы Абдыкаримов. Не знаю, кто ведает всеми делами, но по его словам до 25-ой годовщины взрыва на атомной АЭС в Алматы из 5 тысяч ликвидаторов дожили лишь 419. Добивались несколько лет место для памятника в парке 28-панфиловцев, но дали только тут. До возведения памятника на месте камня кто-то доживет, или нет... Кстати, такая же ситуация и в других городах Казахстана. Памятники только планируют устанавливать. Нет денег на память.
А пособия у чернобыльцев маленькие, меньше, чем пенсия у моей мамы-педагога. Знаю лишь, что некоторые сумели выехать туда, где отношение и медицинское обслуживание лучше, чем у нас.
[Ответить ]
30.04.2011
Я бы на месте энергетиков и учёных, работающих в этой сфере, приложила бы все силы, чтобы разработать альтернативные способы получения энергии. Понятно, что атомная — одна из самых дешёвых. Но скупой, как говорится, платит дважды... А тут даже — человеческими жизнями и здоровьем.
Вот у нас степь, ветра, а ветряков, как в Нидерландах, что-то не видать. А до революции были... Зато АЭС есть в Волгодонске.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
апреля 30, 2011 at 15:51
Наверное это всё потому происходит, что как раньше «экономика должна быть экономной», так и сейчас — все приоритеты направлены на сиюминутные выгоды, а о будущем никто не думает. Ученых вообще отодвинули от решения каких-либо научных вопросов, переводят на полную самоокупаемость. В таких условиях Чернобыль неизбежно повторится. Вопрос только, где именно и как скоро. Нынешняя реформа образования этот сценарий лишь ускоряет.
[Ответить ]
ladybloger Reply:
апреля 30, 2011 at 16:28
И это ужасно. Человеческие трагедии не могут быть оправданы ничем.
[Ответить ]
30.04.2011
а я думаю, что открыть фотодоску ликвидаторов — отличная идея! у моей близкой подруги отец ликвидатор — на пенсии с 45 лет... нескончаемые проблемы со здоровьем — это легко сказано...
когда же наши власти будут учиться на уроках истории? иногда поражаешься их беспечности...
[Ответить ]
30.04.2011
Стоит ли понимать ваши слова так, что из 31 743 казахстанцев умерли за 25 лет 27743 человек, и это в основном из-за того, что они являлись ликвидаторами? Т.е. если распространить данную пропорцию на 600 тысяч ликвидаторов (из этих 600000 абсолютное большинство, не считая «первого эшелона» ликвидаторов, который насчитывал порядка 1000 человек, получило дозы порядка 100 мЗв, у меня нет данных, что для казахстанцев дозы отличались), получим смертность за 25 лет свыше 524 тысяч человек. Это не такие цифры, которыми стоило бы разбрасываться.
Тем не менее, ВОЗ оценивает число всех жертв аварии в несколько тысяч (не десятков и не сотен тысяч) человек. Включая избыточные по сравнению с доаварийной ситуацией случаи рака щитовидной железы и лейкемии. Вот этот документ , если у вас есть информация из достоверных источников, противоречащая используемой там, с интересом выслушаю.
Если же вы не имели в виду, что 27 тысяч человек из 31 умерли за 25 лет из-за радиации, то прошу прощения. Тем не менее, человеку неосведомленному приведенные цифры говорят именно это.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
апреля 30, 2011 at 17:07
Я ни одной цифры не брала «с потолка», перелопатила всю информацию, доступную в Интернете. Сама удивляюсь огромному числу расхождений в данных. Причина объяснима засекречиванием информации и строжайшим предписанием никому из ликвидаторов не указывать в медицинских документах связь заболеваний с последствиями работы на ликвидации аварии. Об этом пишут с горечью очень многие из них.
Официально люди болеют и умирают от чего угодно, но якобы никак это не связано с полученными дозами. Очень многие вообще не получили документы о пребывании в зараженной зоне.
Документам ВОЗ вообще доверять нельзя, так как они составлены по отчетам, предоставленным им заинтересованными лицами.
У меня нет данных, что все они умерли. Известно, что многие сумели выехать на ПМЖ за рубеж, в том числе в Россию, Украину, Израиль, Германию и другие страны, где имеют возможность поддержать свое здоровье(его остатки) лучше, чем здесь. Почему нет доступной подробной статистики, и на конец апреля 2011 года в разных изданиях публикуют разные цифры - мне неведомо.
Сразу замечу: из моих близких никто не был в Чернобыле, хотя в 1986-м мой первый муж готов был выехать в составе бригады добровольцев. Был такой общий настрой на «надо» и «кто если не я».
[Ответить ]
01.05.2011
Это было ужасно, у моей подруги брат в то время жил в Киеве, я помню. как болели его дети, а у другой подруги, живущей в Белорусии, до сих пор дочь болеет, и даже врачи признают, что это, скорее всего, последствия Чернобыльской катастрофы. Страшно представить, что пережили люди, напрямую столкнувшиеся с ядерной катастрофой. И никаких гарантий, что это не произойдет снова в другой стране.
[Ответить ]
01.05.2011
Я служил на атомных подводных лодках и что такое аварии реакторов знаю не по наслышке...
Был такой Гланокомандующий ВМФ Горшков, так вот он всегда говорил, что во всех авариях виноваты люди... Он прав... Но когда другие люди пытаются скрыть аварию, не зная на что надеются, приводит к лишним жертвам, и к более тяжелым последствиям...
[Ответить ]
03.05.2011
Помидоры на Луне…или награждение непричастных…
мнение живого ликвидатора
26 апреля …Трагический день, который навсегда будет в нашей памяти.25 лет назад наши с вами товарищи …не жалея своей жизни и здоровья встали на пути несанкционированного распространения «мирного атома» в нашу повседневную жизнь…
Взрыв реактора РБМК1000 на Чернобыльской станции кровавой чертой, смертным рубежом прошелся по судьбам сотен тысяч наших граждан, обозначив период до аварии и после.
26 апреля…ясный и солнечный день…25 лет назад он тоже был ясным и солнечным…Вот только последствия этого дня стали мрачны и беспросветны для многих.25 лет назад ликвидаторы отдавали свои жизни и здоровье ради нас с вами, ради будущего наших детей и внуков. И никто не может сказать, что они не выполнили с честью смертельную работу, которая им выпала.
Для многих ликвидаторов авария стала крушением всей жизни…Сколько ребят преждевременно умерло в течение этих 25 лет…Сколько детей растут сиротами…
Спасибо нашему государству, что не забывает ликвидаторов. Пенсии и госпособия помогают жить. Но жизнь – не только пенсии и пособия. Жизнь-это еще и память о совершенном нашими товарищами подвиге! То мужество, выдержку, самоотверженность …которую проявили ликвидаторы нужно ценить и уважать!
Сознательно идти в смертельно опасные уровни радиации, понимая, что будешь умирать долго и мучительно – дорого стоит!
То, что было 26 апреля на митинге у памятника ликвидаторам ЧАЭС на Юбилейном проспекте нашего города…ничего кроме недоумения не вызывает…
Неужели у государства не нашлось средств для выпуска достаточного количества знаков отличия, посвященных 25 годовщине аварии?
Почему не отметили просто всех живых ликвидаторов? Их же из тысяч…остались сотни…
Почему не отметили посмертно ликвидаторов, не доживших до этого дня? Как жить в наше время без отца — говорить не надо. Но признание его подвига…даже посмертное – дорого стоит.
Мы много говорим о духовности, о единении нации. Мы строим многонациональное государство, живущее в мире и согласии. Но на каких примерах мы воспитываем тех, кто сменит нас? Что мы поставим во главу приоритетов? Деньги? Как вариант. Деньги – движущая сила прогресса. Вот только вопрос ...в какую сторону движение…
Наши деды, отцы, матери, сестры и братья в 41-45 своими жизнями завоевали нам право на жизнь. В 86 ликвидаторы доказали, что наши предки не зря шли на смерть!
Ну так покажите, что их подвиг по достоинству оценен! Неужели это так трудно? Народ, забывающий своих героев…не оставит следа в истории и обречен на вымирание только по той причине, что последующие поколения оторваны от своих исторических корней и превращаются в манкуртов…
26 апреля…2011 года…25 лет трагической дате аварии. Памятными знаками участников ликвидации аварии награждаются несколько ликвидаторов из сотен! участников ликвидации аварии и…представители городского маслихата и городского военкомата…!!25 лет назад некоторые из «представителей» еще ходили в школу и видели аварийный реактор по телевизору в лучшем случае…!
Эти знаки внимания государства к своим героям на этих «участниках ликвидации аварии» так же уместны, как помидоры на Луне…И все это – на глазах ликвидаторов, ставших инвалидами, не щадивших своей жизни ради нас с вами…
Во истину …время наказания невиновных и награждения непричастных!
Ибо сказано – народ, забывающий свою историю – не имеет будущего!
Мне бы этого не хотелось…А вам?
Гребенников О.И.,
удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС А №913739
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 9:32
Спасибо Вам, Олег, и Вашим товарищам, за настоящую мужскую работу — защиту своей земли от врага, в каком бы облике он не явился.
Вы правы, строить общество без фундамента так же опасно, как и высотный дом на песке. Примеров, на которых можно воспитывать патриотов, нынешняя жизнь не дает, а герои прошлого для молодежи — это призрачные тени из боевиков. Однако, герои есть среди нас! Среди них нет без вести пропавших, а есть те, о которых старательно забывают.
Сейчас уже в открытых источниках невозможно найти точные данные даже о количестве участников, кто из них сейчас жив, кто умер, кто уехал, чтобы выжить, получая лечение. Разве это так трудно? Ведь не надо отправлять на раскопки поисковые отряды! Видя такое отношение к прошлому, новые поколения растут в полной убежденности, что они никому ничего не должны. Пойдут ли они в бой, случись новая беда?
Патриотизм воспитывается не пышными церемониями раз в год, а ежедневной работой, когда дети приучаются оказывать внимание и заботу по отношению к героями и членам их семей. Когда-то было прекрасное движение тимуровцев (помните «Тимур и его команда»?), это было реальное патриотическое воспитание. Однако, даже его вычеркнули, предварительно дискредитировав не умными карикатурами.
[Ответить ]
03.05.2011
так вы хотите знать правду?..о Чернобыльской аварии и о том, как сейчас живут ликвидаторы?
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 9:14
Я кое-что знаю, о многом догадываюсь, читала свидетельства очевидцев, участников ликвидации и пострадавших жителей. Однако, об этом ничего не знает молодежь. По-моему, убедительно говорят слова студентов(!) ВУЗа, рядом с которым находится сквер ликвидаторов с памятным камнем. А если не знают, значит нет никакой памяти? Не передается знание об опасных последствиях атомной энергетики, поэтому никто не протестует против строительства АЭС. Не сохраняются подлинные документы о том, что именно участие в ликвидации последствий катастрофы унесло столько жизней и сделало людей инвалидами — значит все выводы, сделанные на основе фальсифицированных отчетов, не верны. Желание замолчать реально страшные цифры вызвано стремлением снизить протестные настроения и навязать атомную энергетику как безальтернативную.
Люди должны знать правду, знать героев поименно, увидеть их лица на портретах. Однако, на камне нет ничего информативного. Такая обезличенная память сродни полному забвению.
[Ответить ]
Lilu Reply:
мая 3, 2011 at 13:30
Правду надо знать, сейчас, пока еще есть живые участники событий и можно проверить, переспросить, уточнить какие-то детали. Надо, чтобы была написана настоящая летопись событий не только далеких дней 1986 года, но и обо всем что случилось потом. Если сейчас этого не делать, следующая катастрофа может оказаться последней. Много ли ликвидаторов из других стран сейчас работает в Японии? Верно Светлана говорит, случись такая авария сейчас, такой поддержки уже не будет. Деньгами может быть и помогут, но людей на ликвидацию чужой беды не смогут послать.
Думаю, аллея с именами и фотографиями была бы лучшей формой памяти и благодарности ликвидаторам, чем самый дорогой каменный памятник, на котором ни имен, ни лиц.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 14:41
Я не знаю, кто бы мог стать инициатором большого дела. Может быть, кто-то из детей тех героев? Надеюсь, сами ликвидаторы знают друг друга и общаются не один раз в год, дружат семьями, хранят какие-то документы.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 21:04
Олег, я написала Вам письмо на адрес из комментария, с предложением.
[Ответить ]
03.05.2011
Когда работал в военкомате, работа с чернобыльцами была одной из моих обязанностей. Много с ними общался. Просто сокрушало то, что порой им приходилось годами доказывать то, что они принимали участие в ликвидации аварии. Чтобы получить заветную корочку на льготы, им приходилось месяцами ждать ответы с архивов, которые иногда не приходили и я делал новые запросы. такие у нас несовершенные законы. Уверен, что и сегодня ничто не изменилось. С участниками тоцких и семипалатинских испытаний было еще сложнее, многие документы до сих пор засекречены, а по некоторым людям никакие записи вообще не делались.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 19:20
Вот это самое противное! Ну ладно, была секретность в 1986-м, но зачем сейчас мучить людей, чтоб они доказывали что-то. Вроде никто не был в плену. Засекречиванием и невыдачей документов экономятся средства, которые потом бездарно выкидывают на ветер в показушных акциях. Очень обидно.
[Ответить ]
Иван Евсеев Reply:
мая 3, 2011 at 19:43
И очень обидно за тех, кто не дождался того, что их героизм был официально отмечен. Ведь многих, кто принимал участие в ликвидации, быстро скосила болезнь.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 20:20
Да, но у них остались дети, причем многого больных. Если не признаны заслуги отцов, то и они лишены помощи государства. На фоне этого можно ли говорить об эффективном патриотическом воспитании?
[Ответить ]
Oleg Reply:
мая 3, 2011 at 20:28
...всё возвратится бумерангом...пример Фукусимы — тому наглядный пример...на 1 чернобыльском блоке на ликвидации аварии работало более 200 тысяч человек...а на японской станции...на 4 реакторах -50...еще нужны примеры?..могу предоставить
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 20:39
В аварии на Фукусиме меня поразило, что у японцев, признанных в мире роботостроителей нет роботов-ликвидаторов! Да, роботы танцевать умеют, в футбол играют, а в зону опасную опять люди идут.
Вообще о тамошней ситуации много говорят спорного и противоречивого, и тоже много засекречено.
[Ответить ]
Oleg Reply:
мая 3, 2011 at 21:16
какие роботы...о чем вы говорите?в 86 ...эти роботы...коляски с видеокамерами ...свихивались через 5 минут!!!!после того,как их руками операторы через люк поднимали на крышу 3 блока...КАКИЕ РОБОТЫ??..операторы получили радиационные ожоги рук...до 1000 рентген на кисти...Роботы...!Это мы были роботами...Когда наши ребята...спускались с крыши 3 блока...их так «штормило»...да что говорить...кто не видел — тот не поймет...
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 21:21
Я про японцев говорю, и их роботов образца 2011 года. Оказывается, вся эта мудреная электроника ничем не может помочь людям. Читала, что японцы обращались с просьбой к немцам помочь роботехникой.
Ну а у нас — это как всегда, любой ценой.
[Ответить ]
Oleg Reply:
мая 3, 2011 at 21:23
Фукусима — наглядный и неоспоримый пример
[Ответить ]
04.05.2011
Ну и где хваленые японские роботы? Теннисные шарики друг у друга отнимают, или переворачивают робота массой 300 грамм?Слабо крышку реактора весом 35000000 кг с места сдвинуть?Где хваленая японская пунктуальность? 9 часов расчищать дорогу от обломков, чтобы привезти электрогенератор, а когда привезли, выяснилось,что разъем не подходит и кабель не достает. ИДИОТЫ!
[Ответить ]