Вот, новый поворот, или смена приоритетов в образовании
новый поворот,
И мотор ревет,
Что он нам несет:
Пропасть или взлет,
Омут или брод?
Ты не разберешь,
Пока не повернешь.
(А.Макаревич)
Я выросла в педагогической среде, практически в школе. Моя мама начала свою учительскую деятельность в 1952 году, 46 лет она проработала в школе преподавателем математики, физики и астрономии, завучем школы, методистом районного отделения народного образования и директором.
На моих глазах происходило множество изменений в подходах к обучению школьников, и некоторые эксперименты совпали со временем моей учебы. Однако, все прежние (как теперь принято говорить, советские) реформы имели вразумительное обоснование и план реализации. Сейчас ежегодно меняются планы и учебники, но с каждым годом они становятся все менее вменяемыми (хотя на их выпуск тратятся огромные деньги). Уровень знаний и общей грамотности катастрофически падает в стране, где идут бесконечные разговоры об инновациях, модернизации и нанотехнологиях.
О том, каких дипломированных специалистов выпускают современные коммерческие ВУЗы и с какими знаниями они выходят в жизнь, свидетельствует ролик:
Реформы советского периода были нацелены на решение конкретных и понятных народно-хозяйственных задач. Этим они разительно отличаются от современных шатаний из стороны в сторону и беспрерывного реформирования, смысл которого не могут понять ни родители, ни сами педагоги.
Когда десятилетку сменила одиннадцатилетка, речь шла о профессиональной ориентации выпускников. В школах появились специализированные классы, которые давали возможность не просто «пощупать» какую-либо профессию, но и пройти курс подготовки, получить знания и документ, позволяющий сразу после школы работать по ней.
В то далекое время была востребованы профессии автослесаря (учащиеся изучали ПДД и вождение, получали права), секретаря-машинистки, чертежника, мастера по ремонту радио-и телеприемников. Называю только то, что знаю лично, на примере обычной школы рядом с нашим домом, где учились ребята нашего двора.
Параллельно с этим существовали СПТУ, где могли приобрести рабочие профессии после 8 класса школы те, кто с трудом усваивал программу, а иногда и вполне успешные в учебе ребята, чтобы помочь семье — зарабатывать деньги с ранних лет. Сюда шли учиться детдомовцы, получали рабочую профессию, место в общежитии и шанс достойной жизни.
Система профессионально технического образования за 20 лет была полностью разрушена. Буквально вчера о необходимости создания системы профессионального обучения зашел разговор на верхах. Потребуется много сил и средств построить на ее месте что-то новое, ведь ломать — не строить.
В СССР существовали техникумы, дающие среднее специальное образование и профессию, с более высоким разрядом. В техникумах, как и высших учебных заведениях, все обучались бесплатно, а успешные студенты получали государственную стипендию.
Всем выпускникам было гарантировано место работы.
Существовала обязанность отработать по полученной специальности три года, так называемое «распределение», поэтому не было случаев, когда человек с дипломом оказывался безработным и никому не нужным.
Все предприятия и учреждения заранее составляли списки вакансий и отправляли их в учебные заведения, приглашали к себе на практику, присматривались.
За хорошими выпускниками охотились руководители предприятий и организаций, предлагая им определенные привилегии. Кого-то привлекала предоставляемая квартира (особенно тех, кто успел обзавестись семьей еще в студенчестве, как Валерий Иванов), кого-то — должность и перспектива карьерного роста, стажировка и т.п. Отличники имели возможность попасть в аспирантуру (тоже бесплатную!) или выбирать место работы из лучших предложений.
Кто мне сможет доказать, что это была прогнившая система?
Я после окончания ВУЗа уехала по распределению из столицы республики в областной центр работать ассистентом преподавателя педагогического института, получила отдельную комнату в общежитии (оплата 8 рублей в месяц, включая электричество, воду, отопление при зарплате 105 рублей) и место в очереди на получение отдельной квартиры. Всех молодых специалистов обеспечивали жильем, а до получения ордера (квартиры давали бесплатно!) можно было жить в приличных условиях.
Выпускники СПТУ вливались в ряды рабочих на фабриках, заводах, комбинатах, и имели гарантированный заработок. Работая, набираясь опыта, повышая разряд, они нередко получали зарплату на уровне руководящего звена, выше рядового инженера. Самые целеустремленные учились на вечерних и заочных отделениях. Учились, а не покупали дипломы, и поэтому продвигались по карьерной лестнице.
Образ главной героини фильма «Москва слезам не верит» имеет множество реальных прототипов. Даже одинокая женщина с маленьким ребенком на руках имела шансы выкарабкаться, подняться и стать руководителем. Мужчины — тем более.
В нашем старом доме, 1961 года постройки и заселения, было 48 квартир. В большинстве из них жили с семьями люди самых разных рабочих профессий, а также учителя, работники медицины (врач, медсестра, нянечка). Никто из них в современных условиях никогда в жизни не смог бы накопить на покупку квартиры или получить ипотечный кредит.
Почему я не верю, что новая инициатива по массовому обучению рабочим профессиям не очередная утопия? Это даже не утопия, а очередной бросок из стороны в сторону при отсутствии план и понимания реальной обстановки в стране.
В СССР была цельная система производственного обучения, потому что была государственная собственность. Государство обязано было заботиться об обеспечении предприятий квалифицированной рабочей силой.
Сейчас нет государственных предприятий. Все мощности построенных когда-то заводов переданы в частную собственность самых шустрых реформаторов. Следовательно, именно собственники должны заботиться о том, чтобы их рабочие были готовы к труду в современных условиях.
Если сейчас произойдет восстановление системы профессионально-технического образования по типу CПТУ (как бы их ни назвали новомодными словами) за счет бюджета, значит из денег налогоплательщика будут коваться кадры для предприятий, принадлежащих миллионерам, или предприятию-банкроту типа ВАЗа. А может, не так долго осталось ждать, пока маятник качнется в другую сторону, история сделает новый крутой поворот и будет произведена национализация? Главное, вовремя придумать этому шагу новое красивое название. ![]()
Плакаты, использованные для оформления, взяты здесь.




02.09.2010
Мне кажется, что у работников министерств слишком низкие зарплаты и идут туда работать, те кто не может найти себе применения в более оплачиваемом месте, поскольку там требуют специалистов с высокой квалификацией, или те, кто ищет работу полегче, в школе, например, оставаться работать после ВУЗа гораздо труднее, чем пойти работать проверяющим отдела образования. Отличников учебы оставляют работать в ВУЗах и они совершенно не знают реалий, происходящих на практике, а потом делают карьерный рост преподавателя. Ваша Мама, Светлана, прошла по всем ступеням от преподавателя до руководителя. Если бы только таким образом осуществлялся карьерный рост, то проблем было бы меньше. Думаю, что такая проблема не только в сфере образования. Вот в министерства и попадают работать те, кто продвинулся по служебной лестнице, перепрыгивая низшие ступеньки, те, кто не имеет практических навыков с самого нижнего звена. Потом они, чтобы создать видимость своей работы начинают придумывать реформы, не имеющие практической необходимости. Если я не прав, то готов выслушать другие точки зрения.
[Ответить ]
02.09.2010
Это проблема настолько сложная и мудреная, что даже будущим поколениям придется разбираться еще долго и долго. Цель образования СССР — вырастить трудоспособного человека, готового служить идеологии (неважно, какая она была: плохой или хорошей)государства.
Видя современный образовательный уровень, можно только всплакнуть и удивляться. Плюс современные психологические эксперименты в виде выпускных тестов и общее снижение качества образования. Да и чего греха таить, профессия учителя или преподавателя малопрестижная. Сейчас туда идут единицы либо по призванию (редкостный случай) или же если не нашли работу.
Это грустно...
[Ответить ]
02.09.2010
Готов подписаться под каждой строчкой. Точно такие мысли появились, когда слушал разногольствования о необходимости реформирования и подъеме престижа рабочих профессий. Отличные подобрали иллюстрации, просто супер. Всем миром бились над разведкой и обустройством нефтяных и газовых месторождений, а они в один момент перестали принадлежать народу.Обогатилась кучка крученых, все остальные остались ни с чем. Сколько жилья в стране строили, сейчас старичков убивают чтобы забрать жилье. А кто сейчас может купить квартиру, рабочий класс? Мой отец прошел школу жизни от ФЗУ (фабрично-заводское училище)до начальника цеха на крупном заводе, учился на вечернем отделении политеха, он закончил институт в год, когда я за восьмой класс получал аттестат. Квартиру от завода получил отец, потом я и позже мой брат. Те кто помоложе, этого счастья лишены.
[Ответить ]
03.09.2010
Mik, причина не в зарплатах. Не знаю, как в Беларуси, но у нас попасть в министерство сразу после ВУЗа можно только на секретарскую должность. Даже если зарплаты не очень высокие, они компенсируются иными источниками (ну, понятно, какими?) и доступом к распределению благ. А изощряются реформаторы и мечутся туда-сюда, потому что им не поставлена цель. Если высшие инстанции толком не могут объяснить, нужны люди образованные, или нет. Тупыми управлять легче, а работать кому-то тоже надо. При сложной технике вроде как умные тоже нужны.
Ох и сложная у них, бедняжек, задача!
Moriarty Lecter, профессия будет престижной, если изменится отношение к умным людям, серьезным ученым. Увы, даже когда ученые в набат готовы бить, пытаются докричаться, предупредить о преступной халатности, власти к ним не прислушиваются. Чего стоит вопрос о строительстве кладбища рядом с озером — источником чистейшей воды для людей? Живая вода превратится в мертвую. Ученые предупреждают, просят, требуют, а их никто не хочет слышать.
Власть не знаний, а денег. В таком мире труд учителя никогда не будет цениться, а профессия быть престижной.
Danet, спасибо. Мне тоже понравились эти плакаты. Убедительно говорят, что все зависит от цели. Сейчас нет цели движения, потому и происходит топтание и кружение на месте.
[Ответить ]
03.09.2010
Вообще такое ощущение, что все запутались. Любое образование, на мой взгляд, должно сводиться к выявлению потенциала человека, его способностей, в какой среде ему будет комфортней. Ни прошлое образование, ни нынешнее не считаю хорошим. Прошлое — штамповка роботов, готовых за идеологию выполнять все. Сейчас же образование особенно уже в среде высшего и средне-специального сводится к выкачиванию денег из карманов родителей студентов. Студенту запихали «непереваренные знания» и выбросили в мир — крутись, как знаешь. И все при том, что в начале в школе не была вытащена на свет его искра, его призвание, его дело в жизни, с помощью которого он сможет принести и пользу себе и пользу миру.
[Ответить ]
03.09.2010
Не могу понять этого упорства в отстаивании системы тестирования! Америка от нее уже отказывается, а в России ее усиленно продвигают и расширяют. Неужели и правда, цель сделать из нынешних детей поколение послушных биороботов?
Виктория, я по рассказам старшего поколения знаю, как сильно было влияние идеологии. Думаете, в старом кино сплошные враки? Идеология была понятна. Молодые строили свой будущий мир коммунистического завтра, поэтому и ехали с энтузиазмом поднимать и Дальний восток, и Крайний север. Не будем обсуждать, что цель была не та. Главное что она была. А что сейчас может быть целью? Помочь богатым стать еще богаче? Чем сейчас может рабочая прфессия стать привлекательной?
Насчет определения призвания. Помните «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота». Доступность мест, где можно было проявить таланты, необременительных для кошельков родителей, сейчас ниже, чем при советской власти. Мой папа занялся конструкторской деятельностью, ставшей профессией, в кружке моделист-конструктор, прямо в школе. Кружок вел учитель труда, и модели участвовали в конкурсах. Интерес перерос в дело всей жизни. Искру заметить мало, надо дать ей разгореться в пламя.
[Ответить ]
03.09.2010
Нашему сознанию свойственно помнить хорошее и забывать плохое. Все было далеко не так радужно, как вы описываете. Распределение было исключительно по блату, кто знаком с нужными людьми и работу получал получше, а обычные люди ехали в дыру, где и горбатились всю жизнь.
Вы хотите сказать, что в СССР не было блатных и тех, кто «покупал» диплом? Все это было, ничего не изменилось в нашей стране с тех пор.
Я согласен система образования тогда была лучше, но просто потому, что сейчас никакой не осталось. Если сравнивать плохое и очень плохое, то конечно плохое будет выигрышнее смотреться.
[Ответить ]
03.09.2010
Ptah, мы в разных возрастных категориях.
Вы в силу молодости не знаете ту школу и ту систему распределения безо всякого блата, которую застала я.
Моя мама закончила пединститут в Воронеже и уехала по распределению в Киргизию. Печально известный революционными событиями Ош был в 1952 году настоящей дырой. Специалисты с высшим образованием были очень ценными. Буквально через год мама получила повышение, и стала работать директором восьмилетней школы. Опыт работы у нее был — еще до института преподавала в родной деревенской школе физику и математику. Ее карьера удачно сложилась именно потому, что не искала теплого местечка в Воронеже (возможность была), а построила ее сама, с нуля. Потом растила меня одна, работая параллельно и учителем в школе, и преподавая в индустриальном техникуме. Ее работу заметили по успехам учеников, и предложили повышение, а с ним и квартиру в Алматы. В общем, у меня был положительный пример, и я смело уехала из дома строить свою жизнь.
Для меня остается загадкой, что дает покупка диплома, если нет знаний? Ну как можно купить диплом Консерватории?
Дипломы в массовом количестве стали продаваться гораздо позже. Наверное, тогда, когда на работу стали принимать по блату, не заботясь о реальных знаниях «специалистов», пристраиваемых к кормушке.
[Ответить ]
03.09.2010
Ева, наверное мы ровесники с Вашим папой.
У нас недалеко от дома был пустырь, где каждое воскресное утро собирались ребята из авиамодельного кружка, чтобы опробовать свои самолетики и посоревноваться. А потом вступали в дело картингисты. Эти страшненькие тарахтелки собирали сами под руководством учителя труда. Какие гордые были мальчишки!
[Ответить ]
03.09.2010
Все выше написанное безумно печально, только по одной причине, что проводя реформы, а особенно в образовании мы смотрим на западные аналоги, и не анализируем положительные моменты нашего, так сказать авторского подхода. Смотрю сейчас на то, как учится моя дочка, и мне очень грустно. Вроде и оценки хорошие, и учится прекрасно, а уровень, ниже чем был у нашего самого слабого троечника. Вот такие поразительные изменения происходят...
[Ответить ]
03.09.2010
sherhan, обиднее всего, что от нашего понимания ситуации ничего не меняется в целом. Единственное, что можно сделать, если не нацеливаться на переезд в цивилизованную Европу (выбор , который сделал для себя Ptah), это самим заняться обучением детей.
Учиться задавать вопросы и искать многочисленные варианты решения задач, а не выбирать из готовых решений нужную кнопку. Читать хорошие книги, а не комиксы, водить детей на художественные выставки, а не на американские мультики и т.п.
Похоже, никто не может переубедить министра образования, что тесты — тупиковый путь. Что ж, путь будут тесты (для них), а для развития своего ребенка каждому родителю придется поднапрячься.
[Ответить ]
03.09.2010
Если своих детей чиновники учат за рубежом, какое им дело до состояния образования в стране? Если бы запретили им вывозить своих детей и внуков на учебу, обязав учиться всем в обычных школах, тогда можно было бы надеяться на улучшение ситуации.
[Ответить ]
03.09.2010
Lilu, наверное тут собака и зарыта.
Действительно, когда я училась в школе и ВУЗе никто из детей чиновников не ездил учиться за границу.
Надеяться что это запретят — наивно, значит ждать улучшения ситуации — тоже.
[Ответить ]
03.09.2010
Дать, разгореться искре можно, кто бы ее выявил. У мальчика тяга к танцам, туда ему дорога, у другого может быть физика или химия вся его жизнь. Но ведь мало кто разглядывает это в своих детях. Причем развивать все нужно не в кружках, а именно в школе, на основных занятиях и не пихать все знания какие только можно в одну голову. Гуманитарии в одну сторону, с политехническим уклоном в другую и т.д. Ну, училась я в специализированном классе с уклоном на математику и физику, а меня кто-нибудь вообще тогда спросил — мое это или нет? Нет, конечно.
На вокал девочка одна у нас ходила в этом году поступила в университет. Мы ее спрашиваем, ты кем бы хотела быть, она — преподаватель в муз. школе, у нее ведь и музыкальная окончена. А куда поступаешь — на инженера по пожарной безопасности. Спрашиваем — зачем? Там сейчас платят больше, перспективы есть.
Куда же это годиться, когда уже со школы идут за деньгами!
[Ответить ]
03.09.2010
Виктория, сейчас этого нет? А были классы с 9-го по 11-й с уклонами, причем все это в рамках обычной общеобразовательной школы. Мальчишки из физмат классов легко поступали в Томске, Новосибирске Риге и Ленинграде в престижные ВУЗы. При этом общее образование было действительно общим. А потом пошла мода переименований, появились лицеи, гимназии, плата за все удовольствия, а единство утратилось.
Сейчас выявлять таланты можно, но зачем? Решают родители (точнее, толщина кошелька). Поэтому я не хочу работать по специальности. Занимаются музыкой сейчас не те, кто способен, а те, за кого готовы платить. Никаких конкурсных отборов нет.
[Ответить ]
03.09.2010
Я солидарна с Вами, Светлана, так как я тоже выросла в учительской семье. Уровень образования был совершенно другим, выпускники нашей школы из небольшого белорусского городка поступали безо всякой протекции в лучшие вузы страны. А сейчас талантливой молодежи, если родители не смогут заплатить, пробиться очень сложно, зато за деньги, пожалуйста. Я помню свой шок, когда девушка, заканчивающая экономический факультет на платной основе, просила меня объяснить разницу между дебетом и кредитом.
[Ответить ]
04.09.2010
Фильм занятный, постарались журналисты найти таких персонажей.
Светлана, неужели совсем беспросветное положение с образованием? А как же нововведения, электронные дневники,букридеры вместо книг, компьютеризация всех школ, электронные учебники, которые разработаны и вот вот появятся, разве это не прогресс? О недостатках тестирования можно спорить, согласен. Отрицать движение вперед, все время оглядываться назад, значит остановиться и отстать от других стран еще больше.
Рушить и строить нам завещали предки еще первым гимном. Вероятно их наказ встроился в ДНК вот и рушим до основания, а затем строим на обломках.
[Ответить ]
04.09.2010
Поверьте мне , Светлана, то что происходит в России — цветочки. У нас в Армении ввели 12 летнее обучение,дети идут в школу с 6-ти лет, учителя не знают как и что преподавать — вся система образования похожа на венигрет. Никто не знает когда кончится это безобразие, такое впечатление, что кто-то кинул гранату с одурманивающим умы газом.
Обучающих ВУЗов — как грибов после дождя, учат всему, что не пригодится в жизни и похож весь этот ужас на лабиринт из которого просто нет выхода...
Если бы я была режиссёром, то сняла бы документальный мир — ХАОС
А то что было...уже не вернёшь и не приспособишь под наше общество...
[Ответить ]
04.09.2010
У нас в Молдавии та же проблема. Недавно слушала новости. Выпускников со специальностью юрист — 600человек, востребованность — 1. Обучение платное. В чем смысл и кому это нужно? Для Вузов — источник существования педагогических кадров, для родителей — разорение (стоимость обучения — заоблачная, но что не сделаешь ради ребенка?), для детей — оплачиваемый отпуск на несколько лет и потерянные годы жизни. После ВУЗа — дети безработные. Что для них остается? Биржа труда, у которой нет вакансий. Пособие по безработице? Его не получить. Существуют такие ограничения, по которым 99% не могут рассчитывать ни на какое пособие. Работы нет. Никакой. Ни для тех, кому за 30, ни для молодых. Даже рабочие специальности сейчас не нужны, в Республике практически нет рынка труда. Можно рассчитывать лишь на то, что кого-то уволят, если он чем-то будет неугоден.А неугодным в таких условиях можно стать легко, желающих работать — больше, чем самой работы. К чему это ведет? Люди согласны на все. Работать за копейки, терпеть любые унижения — жить-то надо. И спрашивается, чем этот «капитализм», к которому мы пришли по собственной воле, лучше социализма, в котором мы жили? Возможно, что капитализм, который существует в более-менее приемлемом виде (только благодаря столетиям борьбы трудящихся за свои права), еще может дать что-то обществу, но в нашем случае, это не капитализм — это феодализм. И ведет это все к тому, что общество снова должно будет завоевывать свое место под солнцем, подарков не бывает. Нашим детям и внукам все это предстоит.
Вы правильно сказали, что к этому привела раздача общественной собственности в руки отдельных представителей этого общества. Не может собственник добровольно начать делиться с кем бы то ни было. Много мы знаем таких желающих? Рассчитывать на сознательность такого человека — глупость. Его можно только ЗАСТАВИТЬ. А заставить можно только силой. Законы? Кто их пишет и кто их соблюдает? Национализация общественной собственности — единственное, что может изменить ситуацию. Все остальное — здравоохранение, образование и прочее — производное от решения этой задачи.
[Ответить ]
04.09.2010
Читал статью и комментарии. Уровень образования неуклонно понижается, и это не случайный процесс. Цель всех цепочек реформ образования, это сделать его бесполезным и дорогим. Равнение идёт на американскую модель образования, когда школьник закончивший школу не может правильно написать своё имя. Количество фундаментальных наук, таких как физика, химия, математика — снизится. Вместо них будут обучать разным формам извращений, толерантностям, валеологиям, мультикультурализмам и прочему бреду. Образование будет способствовать заучиванию отдельных фактов и сведений. Умение думать и выстраивать в голове цельную картину, постепенно будет предаваться забвению. Чему кстати тесты и способствуют. Образование будет полностью противоположно тому, которое было в СССР.
В перспективе массовое образование будет формировать не творчески-развитую личность, а тупой, потребляющий скот без моральных принципов. К этому всё и идёт, и так всем очевидно. Видя нынешние тенденции и зная откуда ноги растут — легко выяснить конечную цель реформ, которую я и написал.
[Ответить ]
04.09.2010
У нас на Украине все еще хуже. Сложная политическая ситуация отображается на системе образования в первую очередь: только меняется власть, сразу проводит свою реформу образования, отменяя все то. что было введено «плохими» предшественниками. Радикально. Штормит, короче.
[Ответить ]
05.09.2010
Да у нас в Украине с образованием кошмар, безконечно переписываю учебники. «Бедные» учителя, дети и родители.
[Ответить ]
05.09.2010
Достаточно старый мультфильм, но, по-прежнему, актуальный и очень в тему поста.
[Ответить ]
05.09.2010
Армения, Молдавия, Казахстан, Беларусь, Украина, Россия... и отовсюду информация, что образование пришло в упадок. Может быть, хоть где-нибудь лучше стало?
— это самое страшное. Формирование вроде бы образованных (с дипломами!) людей, лишенных способности критически осмысливать и анализировать информацию, уже идет полным ходом. Можно ли остановить этот процесс? Не знаю, очень хочется надеяться.
[Ответить ]
05.09.2010
Роман, Вы говорите:
Это обширная и серьезная тема, и по-моему я просто обязана ответить не в комментариях, а специальной статьей. Постараюсь сделать это побыстрее.
[Ответить ]
06.09.2010
Можно. Только для начала должна сменится управляющая верхушка в стране, которая бы была заинтересована в процессе роста и усиление государства. А это может произойти лишь после того, как людей понимающих реальное положение вещей станет больше, чем сейчас. Чему я стараюсь изо всех сил ведя блог на эту тему.
Можно я отвечу, Светлана?
Нововведения, букридеры... это всё инструменты. Толку в них, если они будут нести ученикам ложные идеи и представления? Они делают только саму информацию доступнее, но это не суть важно. Важно, какая информация становится доступнее. Правильная или ложная?
[Ответить ]
06.09.2010
Наблюдаю за тем каким силосом кормит народ телевидение, и уже не верю в улучшение. Значит властям нужны послушные недоучки.
Зачем внедрять электронные учебники? Наверное, чтобы проще было переписывать историю или вводить новые правила правописания. Из рассказов бабушки помню как в школе им , еще маленьким, давали химические карандаши чтобы они замазывали и уродовали портреты вождей попавших в немилость власти . Куда проще стереть человека, словно его никогда не было.
[Ответить ]
07.09.2010
Отвечаю на вопрос, где стало лучше: в Грузии!
[Ответить ]
07.09.2010
neun, можно чуть подробнее? В Грузии вроде с милицией хорошие изменения, а как со школьным образованием, тоже плюс?
[Ответить ]
07.09.2010
Школьное образование в Германии. Так для сравнения.
Ниже цитата.
hanseatic.livejournal.com/100027.html
[Ответить ]
07.09.2010
Ну теперь понятно, почему в наших школах вводится преподавание религии.
Копируем Запад не задумываясь. При национальном составе учащихся надо будет в школу не только православных священников запустить но и мусульманских, и строить не только церкви, но и мечети с минаретами. Иначе что же делать с толерантностью?
[Ответить ]
07.09.2010
Я считаю, что преподавание религии в школе абсолютно лишнее. История религий- еще куда не шло, но факультативно, а лучше ее оставить там где она сейчас есть — в институте, 1 пара в 2 недели. Вместо полезных знаний дают то, что ненужно.
[Ответить ]
07.09.2010
Идущий, это Вы просто не доросли до понимания высшего смысла модернизации.
Религия будет надежной подпоркой построенной вертикали власти, воспитывая послушание и непротивление реформам, куда бы они ни вели.
[Ответить ]
07.09.2010
Перерос, скорее.
Описанная вами причина — это один из многих факторов, по которым я считаю лишним преподавание религии в заведениях образования.
[Ответить ]
07.09.2010
Идущий, поспорим в комментариях к будущей статье, которая прямо рвется на монитор, но пока не дозрела.
[Ответить ]
07.09.2010
На тему религии? Можно, конечно, только со мной плохо спорить — я люблю Даодэцзин в таких спорах включать.
Вот например, цитирую вас: «Религия будет надежной подпоркой построенной вертикали власти, воспитывая послушание и непротивление реформам, куда бы они ни вели.» А я вам отвечу, что про это уже даже писал вам в комментариях тут : vseuch.ru/reforma-shkoly- ...ered-v-proshloe/ Чем меня всегда поражал Даодэцзин — тем, что мне тяжело найти ситуацию неописанную в нем. Тут я наверное похож на истовых и рьяных христиан обожающих совать все Библию со словами — «в Библии про это написано»
[Ответить ]
08.09.2010
Да дело даже не просто в талантах человека. А в его профориентации что ли. Чтобы он выучился на ту специальность, где ему комфортней будет проявлять себя. А не просто отдавать дань моде быть юристом и экономистом.
Я вот выучилась на экономиста, так я вся в то время в мечтах была, как это круто и здорово работать в банке, с цифрами и т.д. Я прям, видела себя бизнесвумен. Однако, сейчас видя как пашут в сбере по 12 часов в сутки и живут, получается на работе, то с меня радужные очки то и спали. И меня никакими хорошими зп туда не заманишь.
У нас не то, что с образованием плохо, с самим устройством рабочего процесса плохо. Это почти замкнутый круг. Миром правят деньги и это печально.
[Ответить ]
08.09.2010
Преподавание религии — это, конечно, нечто. Бесполезные знания в сочетании рабской психологией могут сотворить чудеса.
А зачем вообще ввели такой предмет? Откуда корни этого?
Виктория, согласен с Вами на сто процентов. У нас в Казахстане был такой период когда тысячи молодых людей рвались, а некоторые все рвутся, на юристов и экономистов. Просто там, наверное, учится легче
Да миром правят деньги: либо их делаешь, либо умираешь в нищете.
[Ответить ]
08.09.2010
У Роберта Киосаки есть книга «не пускайте детей в школу» вроде так называется.
Я с ним согласен школы и институты готовят рабочий и служащий.
Т.е. рабов и слуг 21 века. Ни одно учебное заведение не преподает курс как стать богатым и счастливым. Почему?
Так решили около 300 семей, которые владеют 90% ресурсов Земли, мы делим один доллар на 10 человек...
Так что образование прогнило это мягко сказано.
Современная система образования это идея начала прошлого века, которую, если не ошибаюсь, придумал бандит по имени Рокфеллер.
[Ответить ]
08.09.2010
Покритикую Кийосаки. если все его поклонники внимательно читали, то не могли не обратить внимание, что Кийосаки НЕ учит работать. Он учит делать деньги на деньгах. Именно огромная армия последователей Кийосаки, бросившаяся делать деньги на деньгах и является одной из основных причин важно шествующего по планете кризиса. Нельзя всем делать деньги из денег.
2 Mr.Nemo «Я с ним согласен школы и институты готовят рабочий и служащий.» Ну да, все должны быть управляющими, а также экономистами и юристами.А работать — пусть кто-то другой так делает. Вы не находите параллели вашего высказывания с мыслями родителей тех студентов, которых сегодня пачками штампуют?
[Ответить ]
08.09.2010
Идущий, Вы меня опередили.
В школу ходить надо, чтобы получить образование, а в институт, техникум или СПТУ идут получать профессию. В том, что появилась масса лишних и липовых специалистов действительно виноваты родители, которые повелись на идеи таких книжек, как у Кийосаки и других «обучалок на миллионеров». Пользуясь спросом на юристов, шустрые мальчики создали «академии» на базе детсадов. Если бы у родителей не было сбито мышление, они бы не вкладывали деньги в никому не нужную профессию,потребности в которой нет вообще! Вот Марина из Молдавии пишет:
И таких примеров масса. Теперь этим людям с высшим образованием надо переучиваться на рабочие профессии. А они хотят работать? Нет! Они уже в мечтах работают прокурорами или владеют юридическими компаниями, где на них работают другие.
[Ответить ]
08.09.2010
Самое интересно, что вы не внимательно читали
Он никого не учит, а просто рассказывает о том, что хорошо быть финансово свободным.
А вот в школе об этом не скажут. Он говорит, как раз о создании пассивных источников дохода. Если у вас есть предприятие и вы так все построили, что вам не нужно работать. Что плохого в этом? Всем хорошо рабочим рабочие места, служащим офисы...
А вообще зачем работать усердно на то что вам не принадлежит?
Вы кого-то хотите сделать богаче и счастливее?
А как же своя семья? Жить на з/п и ждать бедности на пенсии?
А ведь это будет! Ресурсов на земле столько, что каждый может быть счастлив и независим. Но нет! Они нам не дадут! Они нас будут зомбировать в школах, вузах и церкви только чтоб их семьи были счастливы. И мне понятна позиция этих людей.
Но мне не понять позицию думающего человека.
У меня нет кризиса. Читайте Булгакова «Разруха не в клозетах — разруха в головах»
[Ответить ]
08.09.2010
Новый человек на блоге Светланы, Mr.Nemo, может позволить себе сказать, что она или Идущий невнимательно читают.
Я вот заметил, что они очень даже умеют читать и думать о прочитанном, вникая в суть. А что это: «Если у вас есть предприятие и вы так все построили, что вам не нужно работать. Что плохого в этом? Всем хорошо рабочим рабочие места, служащим офисы...» Потрясающе! Вам это предприятие дедушка по наследству подарил?
Нет кризиса? Поздравляю. Вы наверное на другой планете живете, или знаете какой-то особый секрет?
[Ответить ]
08.09.2010
Плохое в этом именно то, что он пассивный — это и есть тот самый способ «делать деньги на деньгах», который приводит к всеобщему желанию халявы, которое и привело к кризису, существование которого вы упорно опровергаете. Я не отрицаю таланта Кийосаки, не отрицаю большого количества умных и гениальных даже его идей. У вас кризиса нет? Я вам завидую. у 90% населения Земли кризис в головах, а у вас его нет. В принципе, я не удивлен — это нормальный человеческий подход — «моя хата с краю» — У вас все хорошо и кризиса для вас нет — Искренне за вас рад.
ЗЫ Danet, когда же мы наконец, увидим ваш ник в виде активной гиперссылки на ваш блог?
[Ответить ]
08.09.2010
Светлана, я думаю современной молодежи очень трудно объяснить или доказать, что работать рабочим ничуть не хуже, чем юристом или менеджером. — Планомерная обработка мозгов с помощью СМИ уже сделала свое дело — никто не хочет работать, но все хотят иметь много денег. Отсюда и идет популярность авторов по пособиям, типа: «как сделать миллион за 10 дней валяясь в кресле». И как справедливо было сказано в видео, сегодня человек, работающий токарем может получать денег в разы больше манагера-планктона в фирме-торговке. Но никто не пойдет в токари, Я честно с ужасом думаю о том, что будет через 10-15-20 лет.
[Ответить ]
08.09.2010
Скажите токарь сможет купить элементарную квартиру? Он сможет дать детям хорошее образование? Токарь был хоть раз хотя бы в Египте, да что там хоть в Крыму отдыхал? Как можно содержать семью будучи токарем, слесарем и т.д.
Подскажите мне пожалуйста и я пойду работать токарем.
Про кризис у 90%.
10% населения владеют 90% ресурсов планета.
90% населения владеют 10% и вы теперь видите у кого кризис. Кризис в головах, повторюсь.
Кризис сделали специально, чтоб заработать.
Милион за десять и даже за 20 дней не сделать, если вы не изобретете то, что нужно будет миллионам.
Книжки можно читать, но читать думая и думать что читаешь.
Итак мое мнение такое образование академическое необходимо для общего развития. Но не менее необходима финансовая грамотность.
Школы нужны, но какие? Там где учителя получают нищенскую з/п и им плевать на процесс или частные школы с новыми методами обучения.
Ницше говорил: — «В родниках из которых пьет толпа вода отравлена».
Это относится к системе школьного образования (современной)
[Ответить ]
08.09.2010
Что будет через 20 лет? Скорее всего Идущий, Светлана и еще некоторые дальновидные люди ( а может и я
тоже поддамся) будут бегло говорить по-китайски и жить в Поднебесной. Mr.Nemo разбогатеет, продавая книги о том, как стать миллионером за 3 месяца, все юристы переучатся на токарей и сварщиков, но снова окажутся безработными. В СНГ останется миллионов 50-70, остальные вымрут или выедут куда подальше.
Блога у меня нет и не будет в обозримом будущем. Не могу найти тему и не хватает дисциплинированности.
[Ответить ]
08.09.2010
Danet, как Вы угадали, что у меня уже появилась мысль учить язык, несмотря на преклонный возраст и дырявую память?
Mr.Nemo пишет как ребенок, который плохо учился в плохой школе, но уверен что заработает быстро так много денег, что его дети будут учиться в Президентском лицее у самых лучших педагогов современности по уникальным авторским методикам, которые позволят из всех детей «выпекать» миллиардеров.
[Ответить ]
08.09.2010
Сейчас и так каждый пятый китаец
[Ответить ]
08.09.2010
Это правда учился в школе плохо
Но все выпускные сдал на отлично.
У нас комиссия работала в школе и они были удивлены почему такие знания при таких оценках, заодно создал проблемы преподавателям. Ну это у нас была взаимная любовь
А вот академия с красным дипломом, почти по уголовному процессу и еще кое что не получилось
Если ребенка не невзлюбили преподаватели все нужно переводить в другую школу. Есть примеры, когда ребенок учился плохо, а потом стал отличником... Но в другой школе.
[Ответить ]
08.09.2010
И токарь сможет, и сантехник, и рабочий по укладке асфальта, и электрик, и... Через 20 лет квартиры будут даром отдаваться. Потому что они износятся, а починить некому будет — все будут только «делать деньги», и удивляться кризисам.
закрою со своей стороны тему с Кийосаки — единственное, чему он реально пытается научить: это как стать одним из «10% населения владеют 90% ресурсов планета.» процитировал Mr.Nemo. А в итоге получаем просто эээ ну да ладно и так все видим что мы получаем — когда кто-то последний раз видел молодых людей рабочих профессий? Только мои ровесники и старше работают. выйдут они на пенсию и что?.. И наступит полный хЕросима и «Кийосаки»... Не приедут таджики, узбеки и т.д. убирать и наводить порядок в городах — вымрут города в мгновенье... А скоро ведь перестанут ехать. Да и то, «понаехавшие» — это только продавцы да дворники, а серьезных специалистов умеющих работать руками с каждым днем все меньше. Да и в видео про это упомянули, так же как и про зарплату токарей...
[Ответить ]
08.09.2010
Идущий, два племянника моего мужа выбрали рабочие профессии, работают на мебельном производстве. Старшему 25 лет (женат, дочери уже 5 лет), младшему скоро исполнится 18. Им повезло, имеют уважаемого дядюшку, и он им сумел объяснить своевременно, что при такой профессии они будут уважаемыми людьми с хорошей зарплатой, а стояние в очереди за дорогим и престижным дипломом приведет их окошку биржи труда.
[Ответить ]
08.09.2010
Светлана, вам-то хорошо, хоть с мебелью будете, точно. Не знаю, как со светом и водопроводом, но хоть мебель.
шутка, конечно... Хотя это все же скорее исключение — молодежь идущая в рабочие. Или у вас с этим в стране получше чем у нас?
[Ответить ]
08.09.2010
Идущий, да у меня-то вообще никаких проблем: муж и электрик, и сантехник, и вообще мастер-золотые руки.
Начинал со слесаря, учился, работал 12 лет в море, последние годы жизни в России — начальником цеха рыбообработки на БМРТ. Уважение к рабочим профессиям в семье есть, а общая образованность и грамотность повыше, чем у нынешних выпускников.
Вопрос в том, как противостоять натиску информации, которая дурит голову и вводит в заблуждение молодежь? Самый маленький племяш уже хочет быть начальником, прямо-таки сразу.
[Ответить ]
08.09.2010
Вот видите, а я уже не мастер на все руки — кран заменить могу, еще всякие мелочи, например, обои мы клеили (если помните, даже фотоотчет в блоге был :)). А что-то серьезное вроде замены батарей или труб полностью или унитаз снять и поставить новый — могу и не справиться.
А современная молодежь уже и прокладку на кране заменить не сможет. Но и это не самое страшное. Самое страшное что это поголовно — то есть я уже и не знаю, есть ли сантехники моложе 30... Нет вру. есть! Точно есть — вспомнил про знакомого одного. Но это скорее исключение. И могу сказать заказов у него на месяц вперед всегда! И квартиру он давно купил. вернее дом в центре города. Это к вопросу про оплату.
А противостоять — я даже не знаю как.
Разве что постоянно долбить и объяснять... Поможет ли?
[Ответить ]
13.09.2010
"Вопрос в том, как противостоять натиску информации, которая дурит голову и вводит в заблуждение молодежь? " — В масштабах сейчас никак. Проблема нависла, ее все обсуждают, зарабатывают себе политические бонусы. Но воз и ныне там. Я не скажу, что с детства воспитывалась в духе рабочей специальности — нет. Моя мама, хоть и уважаемый специалист штукатур-маляр всегда мне приводила в пример своего начальника.
Светлана, вот Вы в комментариях указываете на возрастную разницу, скажите, а на Ваш взгляд, когда началась вот эта самая разруха в образовании?
[Ответить ]
13.09.2010
Мария, разруха в образовании началась с того момента, как была ликвидирована старая идеология, а на ее место не пришла более прогрессивная. Она началась в головах руководителей.
Старая система была налажена на воспроизводство готовых для труда на предприятиях работников, выполняла социальный заказ. Это было логично, поскольку средства производства находились в руках государства. Сейчас ставится вопрос о профессиональной подготовке (за счет бюджета!) людей, которые будут потом работать на абрамовичей и дерипасок. Но почему бы им самим не оплатить подготовку работников для себя?
Изменение общественного строя ведет к коренной перестройке образования, которое становится все менее доступным для большинства малообеспеченных людей. Общество становится кастовым, и расслоение будет стремительно нарастать не только по уровню доходов, но и по уровню образованности детей. У детей бедных родителей не будет практически никаких шансов пробиться наверх. ЕГЭ призван всего-навсего маскировать эти коренные изменения, обманывая общество якобы равными возможностями. На деле их будет все меньше и меньше, так как будет все больше усиливаться отрыв в качестве и условиях и качестве обучения в разных регионах и школах.
[Ответить ]
13.09.2010
На мой взгляд, разное качество обучения было всегда. Мало иметь один стандарт обучения,здесь многое зависит от местности: сельская школа, школа в малом городе, школа в крупном городе. Сколько выпускников сельских школ ехали учиться в крупные города? единицы, в основном всех по идеологии отправляли учиться на рабочие специальности, в соседний малый город. Какие шансы были поступить в крупный город у выпускников малых городов? Такие же низкие, чаще из-за того, что большинство из них, в старших классах уже были зомбированы и шли учиться в существующие училища и техникумы, или единственный ВУЗ в городе, после окончания которых они обязаны отработать несколько лет на конкретном предприятии, а потом по привычке большинство оставалось там, потому что если ушел — враг народа! Отличное решение проблемы — никто никуда не дернется лишь бы спокойно жить. (Сколько наших умных специалистов гнили в тюрьмах, пока заграницей страны развивались) Согласна только в одном, что эта самая единственная программа образования была настолько проработана за многие годы, что давала отличный результат знаний.
Сегодня новые программы обучения еще очень «сырые», многие из них начали свое развитие еще лет 20 назад, но в силу политического перелома просто не смогли нормально развиться. И поэтому сегодня страдает нынешнее поколение и последующие тоже. Ломать не строить. Дядя руководитель поиграл, надоело руководить и пошел восвояси...
«У детей бедных родителей не будет практически никаких шансов пробиться наверх» — а каковы они были в те времена? Дети бедных родителей шли на рабочие профессии и потом, если было желание учились на вечернем. Что мешает сегодня так же? Многие предприятия, понимая систему нашего образования готовят себе специалистов самостоятельно, призывая студентов к себе на практику и на летний период. Да, нужно приложить усилия, чтобы сейчас выучиться, и во многом это зависит от нас. Давайте учить молодое поколение думать самостоятельно, не надо жить по шаблону. Студенты, поступая в ВУЗ сами не понимают надо им это или нет... А родители готовы на все только бы «отмазать» дитя от армии.
Если рассмотреть историю с древних времен, можно сказать, что каждое поколение считало, что их образ жизни был лучшим: можно найти множество плюсов, и столько же минусов.
[Ответить ]
13.09.2010
А по-моему,получить достойное место в жизни у людей, которым довелось родиться в какой-то глуши, раньше было больше шансов. Благодаря системе всеобщего среднего образования. Теперь это тоже возможно, но вопреки системе.
[Ответить ]
13.09.2010
Мне кажется, беда всех реформаторов в том, что они не имеют сами четкого представления, куда именно должны привести их реформистские идеи. Когда нет цели, куда целиться? Объявляемые властями идеи реформирования также не имеют никакой реальной основы для планирования, и больше похожи на благие намерения, которые известно куда ведут.
Lilu, мне нравится Ваше наблюдение: тогда — благодаря, сейчас — вопреки. Согласна на 100%
Мария, последние новации могут привести к тому, что никаких ВУЗов в малых городах не останется вовсе. А по поводу того, что окончив институт и отработав положенные три года люди оставались чтобы не прослыть врагами народа, скажу, что оставались не поэтому, а потому что не было никакой мобильности вообще. Полученную квартиру поменять было чрезвычайно трудно, а продать просто невозможно! Вот и держались люди не за работу, а за жилье. Собственно, сейчас мало что изменилось. За проданную в поселке городского типа квартиру ничего не купишь не только в столице, но даже в областном (а то и районном) центре.
[Ответить ]
24.09.2010
Кстати, вот здесь Канделаки уточняет тему для обсуждения в Общественной Палате.
tikandelaki.livejournal.com/143882.html
Я как раз туда пишу
[Ответить ]
24.09.2010
Баловень, я только что прочла эту информацию. Думаю о формулировке вопроса. Смущает только, что вопрос для обсуждения будет выбираться голосованием, и скорее всего попадет на обсуждение не то, что волнует меня или Вас.
[Ответить ]
25.09.2010
Согласен, с Вами на все 100%. Однако слово брошенное в большую аудиторию априори весомо более.
[Ответить ]
27.09.2010
Светлана, Вы просто затронули глобальную проблему. А такое решается именно на глобальном уровне.
Простой вопрос. Зачем Сорос вливал деньги в систему образования России и Украины? Почему он по всему миру суёт свой нос в систему образования?
Это глобальная политика. Посмотрите на американцев. На выпускном экзамене (народ школу заканчивает!) для решения задачки прилагается инструкция как пользоваться калькулятором и список формул, которые в данной задачке нужно применить
А теперь посмотрите какие они исправные покупатели, т.е. потребители. Видели кадры, где они в супермаркетах затаптывают друг друга насмерть на распродажах?
Вот этого и добиваются внедряя «жучки» в систему образования. Политики в данной ситуации — лишь пешки.
[Ответить ]
27.09.2010
Владимир, почему бы самим не стать меценатами на уровне Сороса и ответить тем же?
[Ответить ]
27.09.2010
Владимир, а откуда такая информация про американцев на выпускном экзамене? Я конечно понимаю всю нелюбовь к этому народу, многое высмеивалось и нашими актерами, и Задорнов лишился права въезда к Америку, но чтобы до такого явного тупизма... (я про инструкцию и формулы). Поделитесь с читателями названием ресурса...об американцах
[Ответить ]
27.09.2010
Присоединяюсь к Марии. Хочу лично про это прочитать.
[Ответить ]
28.09.2010
Всё намного проще. Есть знакомые в Америке.
Кстати, я где-то читал, что в Канаде такая же фигня. Это есть в инете. Там мужик рассказывал как переехал в Канаду и стал офисным планктоном.
Если найду, то кину ссыль.
[Ответить ]
29.09.2010
[...] большим интересом прочитал статью Светланы «Вот, новый поворот, или смена приоритетов в образован
29.09.2010
Светлана
Статья очень нужная, своевременная и актуальная...
Хотел оставить развёрнутый комментарий, но так увлёкся в атаке, что комментарий вышел на четыре печатных страницы. Пришлось сделать внеплановую статью: «Образование – это стержень выживания и развития нации.» Будет время и желание Вы можете с ней ознакомиться
[Ответить ]
29.09.2010
Шаман, прочла и оставила комментарий. Спасибо за ссылку. По-моему, Вы писали в сильном волнении, и еще не всё выплеснулось. Наболело.
[Ответить ]
29.09.2010
Да знаете как то нет. Жизнь научила отключать чувства и эмоции и включать думалку на полную, но я не писатель и поэтому в настоящее время изыскиваю формы облачения своих мыслей на бумаге. Возможно со стороны и кажется, что я волнуюсь, но это совершенно не так.
[Ответить ]
04.05.2011
Можно назвать везением то, что я нашёл этот сайт в гугле! Вы несомненно умеете писать и вдохновлять, спасибо за чудесные посты. Пожалуйста не бросайте свой блог — я буду вашим постоянным читателем...
[Ответить ]