Старый новый Первомай
Считается, что люди старшего поколения с теплом вспоминают минувшие годы только потому, что были молодыми, и потому всё окружающее казалось прекрасным. Наверное, доля истины в этом есть. Наша память устроена так, что хорошее помнится лучше, чем плохое.
Самое яркое впечатление моего детства — всенародное ликование по случаю полета Юрия Гагарина, а первый осознанный мною официальный советский праздник — 1 мая 1961 года. Меня должны были везти на платформе среди цветов, как тогда было модно, и для этого специально сшили новое платьице и провели репетицию. Не повезло. Не удалось мне проехать по площади. «Наверху» приняли решение шагать в ногу со временем. На демонстрацию срочно изготовили макет ракеты, и сажать в нее девчонку было нельзя.
Кто знал, что скоро в полет отправят Валентиру Терешкову?
В качестве компенсации за моральные страдания, меня взяли на демонстрацию и два старшеклассника, чтобы мне все было хорошо видно, несли на плечах по очереди, а я махала красным флажком и кричала «ура» во весь голос. Это было так здорово!
Вспоминаю, как позднее мы бегали в магазин со смешным названием «Бумсбыт» покупать цветную бумагу в рулончиках, а потом мастерили цветы, с которыми шли на майскую демонстрацию со школой. Если попадалась калька, делали цветочки цветущих яблонь, и приматывали мягкой проволокой к сухим веточкам. Смотрелись наши творения великолепно, особенно издалека. В новых нарядах, с цветами, флажками и шарами, мы шли на демонстрацию, и совершенно не ощущали какого-то принуждения. Это было весело!
В этом году после долгого перерыва я вновь вышла первого мая на демонстрацию. В год 20-летия Независимости Казахстана праздник организовали довольно масштабно, в духе советских демонстраций трудящихся.
![]() |
![]() |
С 1996 года Первомай носит другое название: День единства народов Казахстана. Казахстан всегда был многонациональным в составе СССР, таким он и остался, обретя независимость.
На нынешнем празднике основной темой было национальное согласие, поэтому кроме демонстрации на площади проходили выступления национальных культурных центров, выставки, рестораны города предлагали гостям всевозможные блюда национальной кухни народов Республики.
На фотографиях вы видите участников парада. Посмотрите, вы сможете по костюмам определить, какие национальности здесь представлены? Для вашего удобства все фотографии по клику увеличиваются.
Хотелось бы узнать, как вы относитесь к массовым шествиям 1 мая? Вы ходили на демонстрацию?
Авторов трех самых содержательных комментариев с ответами ожидают приятные призы-сюрпризы. Не пропустите продолжение рассказа с фотографиями.
В ноябре мы не очень радовались другому празднику, если нужно было идти в колонне демонстрантов в честь очередной даты Великого Октября, если погода была не праздничной. Мы порой грустно шутили, что зря не сделали революцию месяца на два пораньше.
Потом Революцию стали называть переворотом, праздник отменили. В России его заменили праздником народного единства (название как у нашего Первомая).
В 2011 году на 7 ноября у нас приходится праздничный день, отмечается мусульманский праздник — первый день Курбан-айта. Меня радует, что страна отмечает и христианское Рождество 7 января, и Наурыз мейрамы. Наверное, это лучший вариант сохранения единства, когда нет ущемления интересов какой-то части народа.








02.05.2011
Я с детства помню трансляции майских демонстраций по телевизору — еще в советские годы. Но больше мне нравились парады — казались интереснее и зрелищнее.
А сейчас... Наверное Первомай больше связан с природой, распускающимися листьями, первыми цветами. И в Москву ехать специально как-то даже и не хочется
[Ответить ]
02.05.2011
Смотреть по телевизору было интересно военный парад, а на Первомай куда интереснее было выйти на улицу и пройти в колонне. Правда, у нас май обычно очень теплый, так что сплошное удовольствие. Вот ноябрьская демонстрация радовала меньше. Иногда лил дождь, уже холодный, или даже переходил в мокрый снег. По слякоти куда-то идти не хотелось.
[Ответить ]
Мария Reply:
мая 2, 2011 at 23:19
Да, в ноябре погода уже холодная. Мама мне рассказывала, когда она была студенткой (конец 60-начало 70х), их заставляли ходить на демонстрации, она один раз сходила, а потом старалась незаметно уйти — слишком долго нужно было стоять и ждать своей очереди, потом идти в толпе по Красной площади, все-равно в этой суете не обращаешь внимания на тех, кто на трибуне Мавзолея.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
мая 2, 2011 at 23:24
Я заметила, что больше всего демонстрации раздражали жителей Москвы и Ленинграда. Тут и климат, и расстояния, и масштабы. В малых городах было гораздо проще и веселее. Я работала несколько лет в крохотном городке (всего 30 тысяч жителей), так там Первомай был общегородским праздником. До площади пешком, проход несколько минут, а потом концерт самодеятельности и роскошная маевка на природе. Остались самые теплые воспоминания. Там и ноябрь переносился также легко. Вместо маевки на природе праздники в ДК предприятий.
[Ответить ]
Мария Reply:
мая 2, 2011 at 23:30
Да, мне тоже кажется, что в небольших городах это было интереснее. А в Москве, Питере формализовано. Может из-за того, что власть ближе, да и людей больше.
[Ответить ]
03.05.2011
Светлана, я ходила на демонстрацию, мы готовили именно те яблоньки из бумаги в рулончиках, гофрированной бумаги :)Воспоминания просто супер!!! Я из маленького городка, и у нас было все очень и очень торжественно, к этому особенно готовились, уроки труда были в полном творческом процессе. Было чему радоваться, чего-то ждать в этот день, нарядная и парадная форма в школе организовывала и делала дружнее коллектив)У моих детей такого нет, они этого не представляют и не знают, как это было здорово. У них немного другие взгляды на праздники и другие коллективные приготовления к ним:)Пусть для нас это останутся добрые воспоминания:)
[Ответить ]
03.05.2011
Как весело!
здорово!
[Ответить ]
03.05.2011
Значит, праздник удался? Получили удовольствие от участия в массовом шествии? Я слышал, что кое-где массовость обеспечивали административным ресурсом, нажимом, обязаловкой с угрозами. Вроде новое время, но старые методы.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 19:17
Думаю, можно считать, что цель праздника достигнута, было неплохо продемонстрировано единство в многообразии культур разных национальностей, проживающих в Казахстане. Во всяком случае, не было попыток провести акцию националистов, как в Самаре.
Про принуждение к выходу на площадь ничего не могу сказать, не знаю. Может, где-то отличились особо рьяные исполнители указов. Лица у людей были вполне довольные, улыбались искренне.
[Ответить ]
03.05.2011
К 1 мая отношусь, как и к 30 апреля или 2 мая. Помню демонстрации при СССР. Одно дело, когда в школе учился, то было интересно посмотреть на украшенные колонны,а потом пришло понимание, что в этом нет никакой необходимости, а закончив школу в демонстрациях участия не принимал, да и демонстраций не стало таких, как были раньше, профсоюзы что-то якобы где-то проводят.
Сложную задачу задали, Светлана, вернее нету времени сравнить и узнать, хотя это очень интересно. На самой нижней фотографии справа идут женщины в юбках похожих на польский национальный костюм. Конечно, вверху казахи в своей народной одежде. Глядя на другие костюмы, то они похожи на национальную одежду народов Кавказа, возможно чеченцы или ингуши. Хотелось увидеть людей в русской, белорусской и украинской национальной одежде, но здесь их не смог узнать, если есть, то только стилизация или с какими-то местными региональными отличиями.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 21:16
Mik, это я такая хитрая-противная, усложнила задачку. Думала, те, кто в советской школе участвовали в фестивалях «15 республик — 15 сестер» сразу разгадают. Оказывается, таких людей мало, или память подводит.
Да, у нас много народов, и польский культурный центр работает, но на нижнем снимке юбки не польские. Думаем дальше?
Кстати, нет никаких местных региональных различий. Диаспоры сохраняют очень бережно исходные материалы, и шьют костюмы традиционные.
[Ответить ]
03.05.2011
Да, забыл сказать, что по логике вещей могут быть национальные костюмы народов, проживающих в Казахстане — курдов, дунган, уйгуров, корейцев, татар, узбеков, азербайджанцев, которые живут на территории страны. Особенностей национальных одежд их не знаю, а как написал выше нету времени распознать. Может это будет подсказка для других читателей. Удачи
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
мая 3, 2011 at 21:17
Наверное, нужны будут подсказки?
[Ответить ]
03.05.2011
Мне кажется, что в нынешних условиях, любое шествие это политика, а на политику смотреть уже просто осточертело!
[Ответить ]
04.05.2011
Самую лучшую первомайскую демонстрацию в своей жизни я наблюдал в Кишиневе в 1982 году.30 апреля у наших друзей была свадьба, а утром мы попали на демонстрацию. Мы с женой ее помним до сих пор, настолько были поражены открытости, искренности и веселью, царившей на ней.Ее и демонстрацией назвать тяжело.Демонстрация-это что-то официальное, а здесь все было от души.Что касается костюмов. Я не знаток особенностей национальных костюмов, но по моему здесь представлены практически все народы бывших советских республик.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
мая 4, 2011 at 7:41
У нас в Алма-Ате 60х-начала 80-х тоже были веселые майские демонстрации, но в маленьком городке оказалось еще интереснее! Ощущение единения было сильнее.
[Ответить ]
04.05.2011
Помню на одном Первомае с отцом меня взяли в машину, закамуфлированную для торжества в красный кумач, с гимнастами на борту. Я сидела в кабине, а папа шел рядом. Радость переполняла сердце! По моим детским впечатлениям машина просто казалась огромной. Проехав часть города, машина притормозила, нам в кабину подсадили еще девочку. И я потянулась ей помочь, и не заметила — куда попал мой пальчик, его прищемили дверью. Но затмить праздник ничто не могло. Я терпела до конца и не плакала, хоть было очень-очень больно. Смотрела на улицу, а сама все дула и дула на больной палец. Слава Богу все обошлось. Папа же меня и вылечил, а мама его сильно ругала – как же не доглядел за дочкой! Но больше такого Первомая не было, из машины я больше не смотрела на демонстрантов. Потом были пионерские Первомаи с самодельными цветочками на зеленеющих веточках, тоже было здорово невероятно. Только когда выросла, в семейном альбоме нашла фотографии, где я совсем кроха на плечах папы именно в этот день. Сейчас совсем все не так. И нет этого воодушевления, истинного народного единства, чувства родства со всем человечеством. Раздробленность во всем и везде! А жаль! (((
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
мая 4, 2011 at 7:44
В кабине это не то! Меня планировали везти на верхней части конструкции, установленной на платформе-помосте грузовика. Похожие конструкции можно сейчас увидеть, когда показывают зарубежные карнавалы. Позже эта мода прошла.
[Ответить ]
04.05.2011
Про костюмы на последнем фото: думаю, что идет киргизка в белом пушистом платье, а в серых полосатых юбках — девушки литовские. За киргизкой девушкой — узбечка в черном бархатном платье. В красном костюме скорее всего — русский и за ним в древнем славянском сарафане с алой лентой в косе — русская девушка. Насчет остальных молчу! На втором фото гости из разных стран.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
мая 4, 2011 at 7:52
«На втором фото гости из разных стран» — не правильно. Все люди на снимках — наши горожане, в традиционных национальных костюмах. У нас живут люди ста национальностей.
[Ответить ]
04.05.2011
Я очень давно не ходила на демонстрации в первомай, а в советские времена мы всегда ходили с сыном, и делали это охотно и радостно. Многое изменилось, и в нас самих тоже, нет в душе той искры, которая заставляла нас в любую погоду идти на центральную площадь, чтобы вместе со всеми почувствовать праздник.
[Ответить ]