Самая нужная книга
Разве можно ответить на вопрос, какая книга самая нужная? Конечно, нет! Для многих это Библия, но не меньше людей назовут Коран или Конституцию. В недавно завершенной конкурсной эстафете автор блога ВДОГОНКУ ЗА МЕЧТОЙ назвала выбор десяти любимых книг вивисекцией. Обратитие внимание на интересные комментарии к статье. Мне хочется процитировать:
«Гениальная книга – это: величайшая идея завернутая в обертку “увлекательности”. Но не специально, нет! Тут все органично взаимосвязано, форма и содержание едины.»
Гениальная, лучшая, нужная — это могут быть разные книги. В прошлой статье я загадала загадку: Какую книгу обязательно должен прочесть (и прочувствовать, конечно) будущий президент страны, чтобы лучше управлять государством?
Посмотрите, какие книги предложили читатели:
«Государь» Макиавелли
«Государство» Платона
«Маленький принц»
«Вся королевская рать»
«Буратино»
«Алиса в стране чудес»
«Горе от ума» Грибоедова
«Гарри Поттер»
«Малыш и Карлсон»
«Винни-Пух»
«Голый король»
«Про крокодила Гену и Чебурашку»
«Королём Матиуш» Януша Корчака
инструкция пользователя iPad 2
Правильный ответ предложила Александра, художник, дающий прекрасные уроки рисования. На своем блоге Творческая жизнь она рассказывает о живописи и графике, художниках и материалах для творчества и о таком варианте обучения, как самообразование.
Я полагаю, каждый кандидат в президенты должен прочесть книгу Марка Твена «Принц и нищий». Danet поддержал выбор Александры, аргументировав:
«Каждому правителю, будь он король, президент или премьер, надо на своей шкуре прочувствовать жизнь простого народа. Пожить на прожиточный минимум, на селе или глухом провинциальном городке, инкогнито устроиться на простую работу, питаться в столовой, отовариваться в обычном магазинчике или рынке, лечиться в рядовой поликлинике или фельдшерском пункте, попробовать получить ипотечный кредит, получить отказ, отправить сына в школу, до которой надо ехать по бездорожью или на дрезине, потому что местную школу «оптимизировали», и так далее. Года два-три такой «прогулки» для проветривания мозгов хватило бы, чтобы увидеть, какой дурью маются инициативные законодатели, научиться думать о народе.»
Думаю, этих аргументов достаточно.
Я именно об этом и думала, давая задание для мини-конкурса. Конечно, конкурс не слишком серьезный, но в каждой шутке есть доля правды.
Нам хочется, чтобы нас понимали. От понимания до любви уже не так далеко. Жителям одной страны, говорящим на одном языке, легче понять друг друга, если в детстве они читают одни и те же книги. Через литературу формируется культурное пространство. Если нет необходимого к обязательному прочтению списка книг (ах, как не любят его школьники!), как потом жить, не понимая смысла крылатых выражений? Вспомните недавний скандал с растяжками в Москве. Чиновникам не понравилась классика, показалась провокационной. Представьте, из школьной программы уйдут все обязательные произведения литературы. Прибавится взаимопонимания?
Сокращение количества уроков по русскому языку и литературе вдвое (без сокращения числа изучаемых тем) привело к поверхностному знакомству не с полными текстами, а с кратким изложением содержания. В то время, когда училась я, такого бреда еще не было. В Хрестоматию по зарубежной литературе включали отрывки произведений (для знакомства), но никак не упрощенный пересказ. Еще немного, и знакомство с классикой будет ограничиваться комиксами.
Хочу напомнить вам замечательную песню Владимира Высоцкого (О читателях новой информационной эпохи), послушайте и подумайте, какие книги нужны современным детям, и могут ли их заменить суррогаты, без последствий для душевного здоровья всего общества.



02.06.2011
В разное время каждый может признать самой нужной книгой ту, которая помогла ему принять необходимое решение, узнать что-то новое и полезное, сделать доброе дело ...
Сегодня это может быть Библия, завтра — гражданский кодекс, послезавтра — сказки и притчи...
Важно, чтобы мы делали правильные выводы!
[Ответить ]
02.06.2011
Как же я упустила! Читала, конечно, фильм видела, мультик, вариацию на тему "Президент и его внучка (с Олегом Табаковым), а вот, забыла.
Интересная была загадка для конкурса.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 3, 2011 at 12:11
Спасибо.
Стараюсь, чтобы читатели не скучали.
[Ответить ]
03.06.2011
Эх, Светлана, какой же вы оптимистичный человек
... то вы хотите в президенты актера, то вы задумываетесь о том, в какие ВУЗы должны ходить будущие президенты...книги, которые надо читать... Иногда хочется задержаться и поразмышлять и помечтать вместе с вами, но разум говорит — будь реалистична ... наверно вся беда современного поколения в слишком трезвом подходе к жизни ... люди не мечтают...потому что не читают, а не читают потому что нет времени, темп жизни вытесняет все что не реально, заставляя акцентрироваться на том что осязаемо...
[Ответить ]
03.06.2011
Вот и пытаюсь сместить акценты.
Надо мечтать!
[Ответить ]
03.06.2011
Хорошую книгу выбрали, нужную.
Вопрос тоже правильный. Дети читают совсем другие книги,смотрят другие фильмы и понимания между старшим и младшим поколением меньше. Общая программа школьного чтения нужна, согласен, но какая? Вы считаете, нужен «Архипелаг Гулаг»? Вы писали о паьтриотическом воспитании. Воспитывать на ненависти к прошлому собственной Родины мне кажется не совсем нормально.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 3, 2011 at 12:08
Трудно ответить на вопрос по Солженицыну. Мне лично кажется, что Архипелаг для школьников — это перегиб, политический заказ или что-то вроде этого. Понять эту книгу в отрыве от истории, просто невозможно, а историю еще не всю переписали (или я упустила что-то).
Я вообще не понимаю, на каких примерах сегодня можно строить патриотическое воспитание, когда даже подвиги Великой Отечественной войны сейчас пытаются пересмотреть и вместо гордости за победу склонить голову и каяться перед всем миром за преступления, как будто это СССР развязал войну. Очень сочувствую тем, кто преподает историю.
[Ответить ]
Юлия Риа Reply:
июня 4, 2011 at 13:11
Считаю Солженицына не нужно убирать из программы школьной. Я как человек, который историю изучает, могу сказать, в школе её преподают однобоко. Как раз таки, с на целом на безотчётный патриотизм.
Где вы видите, что подвиг ВОВ хотят уменьшить? Может, и есть такие люди, да. Например, президенты наши, и чиновники, которые смеются над ветеранами, давая им жалкие крохи с барского (своего нефте-газового) стола.
У меня, например, к ветеранам и их подвигу (заметьте, НЕ к стране и правителям) абсолютно определённое мнение: они сделали невозможное. Просто я осознаю и те факты, что ни один СССР в этом участвовал, без союзников, возможно, исход был иной.
Во-вторых, народ не причём, когда их правители играют в игры с противником: договариваются (например, о разделе Польши), подписывают акты о ненападении и так далее. Давно не секрет, что Сталин с Гитлером вёл закулисные игры (также, как и правители некоторых других стран). Безотчётный патриотизм — это страшно, как в романе «МЫ», «Обитаемый остров», что в конце приводит к русским маршам и побоям на Триумфальной.
[Ответить ]
Lukas Reply:
июня 4, 2011 at 14:07
Если сокращается информация в школьных учебниках, смещаются акценты,, и даже начинают говорить, что Россия без Украины выиграла бы войну, какой можно ожидать реакции? Молодые практически ничего не знают о той войне, имеют о ней представление из современных боевиков, основанных на вольных фантазиях. Попытка рассказать правду оборачивается новой ложью.
Безотчётный патриотизм — это страшно. Согласен. Уроки патриотизма и Россия в мире как раз и будут растить таких бездумных патриотов по приказу, потому что нет образцов настоящего патриотизма в настоящем.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 4, 2011 at 14:24
Я глубоко сочувствую преподавателям истории. Помню одного педагога, предпенсионного возраста, она потеряла ориентацию и не смогла работать, когда появились новые программы и требования. Она сказала: «Я не могу учить тому, что считаю ложью», и ушла из школы. Великолепный педагог, умнейший человек, всю жизнь проработала с детьми, вела школьный музей. Вдруг, в один миг, мир перевернулся, о героях заговорили как о предателях, враги стали героями, мальчиш-плохиш образцом для подражания. Ее сердце не выдержало,и за прошедшие годы в школе сменилось с десяток историков, но ни один не задержался.
Я уверена, школьный курс литературы, книги для обязательного чтения, должны воспитывать положительным примером, учить, как дружить и общаться людям разных национальностей, основным человеческим добродетелям. Для этого есть проверенная классика. За включением в программу Солженицына стоит иная цель, поэтому я — против.
[Ответить ]
Юлия Риа Reply:
июня 4, 2011 at 14:52
Просто всё очень и очень сложнее. Я когда училась в школе, вынесла такое знание с уроков истории: Россия самая лучшая страна, а все остальные страны хотят её захватить и они плохие, а ещё верила, что у нас демократия, и США я не любила. Ну примерно так думала.
Получив потом альтернативные знания, имея возможность выбрать и самой осмыслить, поняла, что во многом заблуждалась.
Нет просто героев, нет просто врагов, в чёрном есть белое, и наоборот. Вот такая картина правдивее. Мне кажется, детей нужно воспитывать в более реальных условиях, а не рисовать перед ними розовую иллюзию, иначе потом слишком сильным будет разочарование.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июня 4, 2011 at 15:08
Раньше всё было гораздо проще для педагогов. Не было противоречия между тем, что говорилось с телеэкрана и тем, что писали в учебниках, печатали в журналах и газетах. Выдерживалась единая линия идеологии (мы же коммунизм строили!) и воспитания. Сейчас, при таком обилии информации, нет вменяемой идеологии вообще (кроме как «обогащайтесь!»), а попытка что-то делать в школе в этом направлении — утопия.
Не нужна розовая иллюзия (хотя нам ее навязывают красивыми проектами типа Сколково), но и не надо очернять свою историю, очередной раз переписывать ее и начинать преследование несогласных. За отказ признать весь советский строй бесчеловечным и тоталитарным увольнять? Это и есть демократия?
Дети должны иметь выбор книг для чтения, а новые инициативы приравняют к экстремизму многие классические произведения. Бред. Так и «Неуловимые мстители» окажутся в черном списке.
[Ответить ]
Юлия Риа Reply:
июня 4, 2011 at 15:13
В этом я с вами согласна. СССР не был весь бесчеловечным, в той стране были и свои плюсы, так же как и минусы; в этом плане, я за объективную оценку.
[Ответить ]
Людмила Reply:
июня 5, 2011 at 18:54
Я согласна с тем, что ГУЛАГ не для детей...Я не понимаю супругу Солженицина, которая переделала произведение для школы. Видимо, государственный заказ.Мне не очень нравится черезчур оголенная «правда» истории. Очень дискомфортно.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 5, 2011 at 22:56
Если взрослые грамотные люди не знают, что такое правильная «правда» (а откуда знать, если историю переписывают постоянно?), то как разобраться детям? Госзаказ на «независимое» кино, в котором главные герои войны — зеки, а главные враги — сотрудники НКВД. Это такая теперь новая правда.
[Ответить ]
03.06.2011
А про мультик я даже и не знала. Очень понравилась экранизация канала «Hallmark»
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 3, 2011 at 12:11
Есть диснеевский мультик, но я не смотрела. Помню старый фильм совтсткий, начала 70-х годов, но не пересматривала.Вопрос все-таки об оригинальной книге, а не экранизациях или компьютрных играх (возможно есть и игра).
[Ответить ]
Irina Reply:
июня 3, 2011 at 13:39
Я когда-то именно по компьютерной игре открыла для себя потрясающее произведение Стругацких
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 3, 2011 at 15:43
Если после просмотра комиксов у кого-то будет появляться желание прочесть первоисточник — уже хорошо.
[Ответить ]
04.06.2011
Книгу загаданную не читала
Теперь исправлю этот промах)
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 4, 2011 at 14:13
Лучше бы в детстве.
_
[Ответить ]
Юлия Риа Reply:
июня 4, 2011 at 14:42
Наверное, но, думаю, он мне и сейчас понравится.
[Ответить ]
05.06.2011
А ко мне «Маленький принц» с опозданием пришёл и не произвёл должного впечатления(
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 5, 2011 at 9:16
Наверное, всему своё время. Я в эстафетных заметках читала, что некоторые умудрялись читать очень-очень взрослые серьезные книги в младенческом возрасте. Я ничего из художественной литературы преждевременно не пробовала, а вот мамины пособия по физике и астрономии и журнал «Знание-Сила» обожала разглядывать и пыталась понимать, а потом задавала массу вопросов. Ко второму классу, после попытки представить, что такое бесконечность, сделала вывод: у людей в голове есть предохранитель, который не позволяет им проникать в какие-то спрятанные миры, чтоб не сошли с ума.
[Ответить ]
Кот Шрёдингера Reply:
июня 6, 2011 at 18:20
Про предохранитель очень хорошо:))) Однажды разговаривал со вполе себе взрослым человеком, который уверял меня, что видимый купол неба это и есть предел всего. Мне его «реальность» представить так же трудно, как и бесконечность.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июня 6, 2011 at 19:01
Я опасаюсь, что таких людей будет всё больше, а детей, интересующихся чем-то кроме компьютера — всё меньше. У меня нет точных данных, но знаю, тиражи научно-популярных журналов были огромнейшими. Сейчас их вытеснил глянец. Тех, кто его читает, строение вселенной не интересует, как и настоящая художественная литература.
[Ответить ]
Кот Шрёдингера Reply:
июня 6, 2011 at 19:17
Ну, развитие эстетического вкуса биологически обусловлено (о, как завернул), и поэтому искусство со всеми своими проблемами никуда не уйдёт (хотя, возможно, измениться кардинально). Грубо говоря, некоторые девочки будут любить умных мальчиков, а мальчики будут хотеть любить по-настоящему красивых девочек. И вопросы «кто я в этом непонятном мире» останутся.
И Чехов переживал, что глянец всё вытеснил (и объяснял это концом века).
Мне кажется, что все понимают, что глянец это глянец, что это род развлечения.
[Ответить ]
05.06.2011
Я бы не смогла назвать самую нужную книгу, в разное время жизни на меня произвели огромное впечатление разные книги, некоторые буквально перевернули мой мир. И мне немного жаль, что эстафета о любимых книгах прошла мимо меня. Книги — это такое поле для размышлений и углубления в собственные переживания, жаль, что современные дети почти не читают книг.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 5, 2011 at 9:20
Самую нужную для себя — это одно дело, а представить, какая книга должна быть обязательной к прочтению нашими правителями — другое.
Эстафета вызвала живой отклик, многие захотели поделиться своими списками. Обсуждение оказалось не менее интересным. Каждый участник, с помощью рассказа о любимых книгах, раскрылся своим читателям с новой стороны, и это здорово!
[Ответить ]
kupena Reply:
июня 5, 2011 at 12:30
Эстафета действительно интересная, с обзорами прочитанных книг, я для себя взяла на заметку несколько книг, которые не читала, но они меня заинтересовали, и хочется прочесть. Но вот найти нужные книги не всегда можно, а читать с монитора я не могу, и глаза устают, и восприятие не то.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июня 5, 2011 at 12:40
У меня та же проблема. Книг электронных на жестком диске собрала много, а читать с монитора не могу. Может быть, решусь на покупку букридера с электронными чернилами, и тогда наверстаю.
[Ответить ]
05.06.2011
Александра, поздравляю! Сразу, как увидела Ваш ответ, поняла, что он — правильный.
Светлана, и всё же Макиавелли тоже очень важен. Не сможет президент обойтись одной книгой. Пусть читает весь список, что мы для него составили.
Литература не просто важна для понимания. Она — само понимание, понимание других эпох, культур, других людей. Не зря же герменевтика в основном занимается проблемами понимания текста, и в первую очередь — художественного.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июня 5, 2011 at 13:51
Безусловно! Но я — реалист. Боюсь, еще при нашей жизни все чаще управлять нами будут те, кто про серьезные книжки пишет «ниасилил»
Слушаю выступления, и возникает вопрос: где их так учат писать тексты, смысл которых невозможно понять, а звучит красиво.
Говорить минут сорок ни о чем, с исключительно умным видом — это же надо уметь!
При этом, артистизма явно не хватает, шоу выглядит очень бледно.
Свита не в состоянии сыграть короля. Не даром мне в голову идея пришла — выдвинуть Урганта!
[Ответить ]
ladybloger Reply:
июня 6, 2011 at 14:58
Большинство политиков не пишут сами тексты. Им пишут спичрайтеры. Так что это уровень образования и культуры не выступающих, а тех, кто написал им тексты.
Хотя иногда подозреваю, что у самих политиков (во всяком случае, у многих) уровень ещё ниже.
Светлана, это наша трагедия, что люди не хотят читать. Ничто так не развивает, как книги. Это — лучшие воспитатели. Но эстафета Елены Асташкевич показала, что не всё так плохо.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июня 6, 2011 at 15:54
К сожалению, эстафета проводилась среди продвинутой части населения, к которой относятся люди, ведущие блоги. В общей массе читающих намнооооого меньше.
Прочесть «Принц и нищий» должен кандидат в президенты (премьеры), а не спичрайтеры, не для цитирования. Очень хочется, хотя и слабо верится в возможность, чтобы первая персона сптраны знала, какой страной управляет на самом деле, и как реально живут люди. для этого надо пойти в народ, а не проехать по приготовленный трассам или посидеть за столом с избранными «представителями», которых долго готовили и тренировали, что и как говорить.
[Ответить ]
ladybloger Reply:
июня 7, 2011 at 18:45
О да, эти потёмкинские деревни, которые с гордостью показывают по ТВ — повод только для смеха.
Я за то, чтобы не мэр города, а его население составляли маршруты для показа города президенту. Вот это было бы действительно «выходом в народ».
Светлана, знаю, что Вы не очень охотно участвуете в эстафетах, но эта, думаю, Вам приглянётся: . Тоже повод поразмышлять. Я передаю Вам палочку.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 7, 2011 at 18:55
А сегодня телевидение показало случайную высадку с катера и встречу на берегу особо важной особы. У Премьера совершенно случайно оказался с собой букет цветов и он также случайно знал, у какой из девушек день рождения.
И мы поверили в эти такие счастливые случайности, ага...;)
Галина, вопрос викторины интересный, поэтому подхватываю.
А Вам желаю удачи в моей новой викторине. Пора, наконец, стать победителем.
[Ответить ]
ladybloger Reply:
июня 7, 2011 at 19:14
ТВ — это просто шоу. К реальной жизни оно редко имеет отношение.
Светлана, спасибо, что подхватили эстафету, буду с нетерпением ждать поста!
[Ответить ]
05.06.2011
Счастливая семерка от Анжелы Рудницкой
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 5, 2011 at 22:51
Елена, у Вас дизайн блога поменялся, а мой антивирус по-прежнему к Вам не пускает.
[Ответить ]
05.06.2011
Я не знаю в чем дело. Кроме Вас никто не жалуется. Более того, просила Сергея Довбыша проверить, он говорит — «все нормально, без проблем». Так что, увы!
[Ответить ]
05.06.2011
Может быть Вам на почту выслать список Анжелы?
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 5, 2011 at 23:24
Я к Анжеле сама спокойно захожу. Антивирус у меня AVG. Ругается только на Ваш блог, не пропускает. Проскакиваю только через Оперу. Но это ерунда, если только у меня проблемы. Хуже, если другие сталкиваются и молча уходят.
[Ответить ]
Идущий Reply:
июня 6, 2011 at 6:42
Светлана, смените антивирус — AVG явный параноик. Как минимум, укажите ему в настройках, что сайт leg-ko.ru безопасный.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 6, 2011 at 8:56
Акисмет тоже параноик. Упорно запихивает Ваши комментарии на модерацию.
Я предупреждаю Елену, потому что многие читатели, если столкнутся с таким поведением программы, могут с перепугу вообще вычеркнуть блог из списка посещаемых. Кстати, AVG не любит только один сайт, на все другие не ругается. Почему?
[Ответить ]
Идущий Reply:
июня 6, 2011 at 12:27
Вы думаете, АВГ такой популярный антивирус? О_О Ну, а насчет Акисмета — я давно привык.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июня 6, 2011 at 19:02
Не знаю, у нас его устанавливают при покупке/сборке компьютера, так что весьма распространен.
[Ответить ]
08.06.2011
Атлас автомобильных дорог — моя книга в пути.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 8, 2011 at 20:26
Давно не держала в руках такую книгу.
Наверное, Президенту тоже полезно знать, какие у нас есть дороги. Кстати, атлас точный?
[Ответить ]
СерыйШансон Reply:
июня 8, 2011 at 20:30
Точных атласов сейчас почему-то не выпускают.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июня 8, 2011 at 20:32
Там уже нарисовали дорогу Калининград-Владивосток?
[Ответить ]
08.06.2011
Окончательные итоги
[Ответить ]
09.06.2011
Светлана, спасибо за такой замечательный пост! Даже настроение поднялось, мысли улетели в приятные думки о любимых книгах...
Сегодня спросить «Какую книгу ты сейчас читаешь?» может быть опасно — испортишь отношения с другом. Читают меньше, это точно.
Но ваши читатели в комментариях просто полили бальзам на душу — все же много вокруг невероятно интересных, творческих и читающих людей.
Надеюсь, комиксы не скоро появятся в учебниках литературы, хотя в Америке краткое содержание известных книг популярно , наверное, для поддержания светской беседы помогает. Еще бы туда поместить для удобства еще и «эмоциональные переживания при прочтении», и все, ты — король новинок литературы
Спасибо за приятное начало моего дня!
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июня 9, 2011 at 8:50
Гениальная идея! Ее наверняка скоро реализуют, и не обязательно в Америке. Нашим новым читателям может приглянуться такое чтение, со смайликами и другими значками для выражения реакции на прочитанное. В смысл при этом не придется вникать — кайф.
[Ответить ]
09.06.2011
Я очень люблю жанр социологическое фэнтази.В этом жанре пишу сама, и очень редко перечитываю излюбленное: Ле Гуин «Левую руку Тьмы», Георгия Шаха «Нет повести печальнее на свете», Хайнлайна «Гражданин галактики» и кое-что еще... Считаю, что эти книги заставляют задуматься, а значит они полезны
[Ответить ]