Реформа школы в стране невыученных уроков. Вперед, в прошлое?
В праздничный день хочу сказать СПАСИБО всем настоящим учителям словами Вероники Тушновой.
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
О чем мечтают нынешние первоклашки? Чему их будут учить в школе? Кем они хотят стать?
На уроках спать не буду
Буду я старательным
И начальником большим
Стану обязательно
Эти строчки, прозвучавшие в программе «Другие новости» 1 канала из уст будущего первоклассника (на снимке он стоит), достаточно хорошо показывают, к чему стремятся дети под влиянием происходящих в обществе процессов. Не надо быть ученым — к мнению ученых никто из чиновников не прислушивается, лучше сразу нацеливаться на кресло рангом повыше.
1 сентября — традиционный День Знаний и повод задуматься о будущем тех, кто собирается в школу: что нового приготовили для реформирования школы чиновники в Год Учителя. Когда-то 1 сентября проводили Урок Мира, первый урок 2010/2011 учебного года будет посвящен теме «ВЕЛИКИЕ ПОБЕДЫ РОССИЙСКОГО НАРОДА»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» — это дизайн-проект построения воздушных замков в стране иллюзий. Внимательное чтение текста этого проекта может ввести в заблуждение неподготовленного человека и сформировать мнение, что это реальный, действительно нужный инструмент реформирования системы образования. Однако, уже второй абзац текста проекта выступает в противоречие со всеми новациями, которые вводятся в образовании под флагом этой «Новой Школы».
Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Никакого реального плана реформирования тут нет. Красивые фразы ни о чем реальном не говорят. Проект настолько далек от истинных целей и возможностей государства, и настолько расплывчат, что для разъяснения требуются усилия целой группы товарищей, которые будут переводить на понятный язык данные в нем общие рекомендации по улучшению, модернизации, стандартизации и пр.
Попробуйте вникнуть и понять самостоятельно, без подсказок-костылей, что кроется за витиеватостью фраз, украшенных новыми словосочетаниями. Если ваши дети еще только готовятся к школе, или вы сами только планируете стать родителями, выделите время на изучение и осмысление того, какое будущее им уготовано. Какими они вырастут, кем станут, и как будут вспоминать потом свои школьные годы и своих учителей.
Если у вас достаточно большой жизненный опыт и вы уже воспитываете внуков — не оставьте без внимания грядущую реформу. Возможно, вы сумеете помочь молодым родителям разобраться, насколько «прогрессивно» то направление, куда направляет общество президентская инициатива.
Опытные педагоги понимают, что Новая Школа — это «... бессистемный набор гипертрофированно оптимистичных тезисов, актуальность которых для системы образования сомнительна».
Несколько слов о кадровом составе педагогов, учителей, в чьи добрые руки родители отдают своих чад. Какими будут учителя новой формации?
Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.
Вместе с тем, любой желающий может пройти краткосрочный курсы и прийти работать в школу учителем. Вы же знаете, как много желающий пойти работать школьными учителями, не правда ли?
Как же будет реализовано на практике вот это?
Отдельная задача — привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям — в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт.
Я вижу в предложенной концепции много не просто неточных или нечетких формулировок, но и глубоко противоречащих друг другу по существу. Каждый неравнодушный и внимательный читатель их может найти.
Как же все-таки дать своим детям достойное образование?
В свете инноваций (кстати, вы знаете, что это такое?) нам надо готовиться к тому, что при переходе в пятый и десятый класс будет введено такое же «прогрессивное» тестирование, как ЕГЭ.
В общем, думайте сами, решайте сами... Кстати, а как бы вы сдали ЕГЭ? Попробуйте, это любопытно, и совсем не больно.





01.09.2010
Поздравляю всех, пусть уже неучеников школ или учебных заведений, но и взрослых, с праздником Знаний. Ведь учиться никогда непоздно. Так пусть в нас всех сидит маленький познайка всего нужного, полезного, интересного!
А теперь по инициативе Новая школа. Да, Светлан, читала и публиковала я еще проект это президенсткой инициативы в январе 2010 года. Честно говоря, думала, что все что там написано, будет растолковано более понятным языком в дальнейшем. Но как оказалось, все напрсано и глядя на сайт, созданный специально для расшифровок, по-прежнему неясен смысл всей этой реформы. Втихую проводят какие то проекты и нововведения в школы, а мы «проглатываем». Платность образования, колледжы станут вузами и т.п. Смешно и горько одновременно. И главное, жалко родителей, которым еще предстоит выучить своих деток. НО будем надеяться на лучшее!
[Ответить ]
01.09.2010
ronny, я думаю, надо не надеяться на лучшее, а творить самим это самое лучшее для своих нынешних и будущих детей и внуков.
Те, кто затевает модернизацию, понятия не имеют о последствиях своих действий. Сначала расплодились ВУЗы в невероятном количестве кующие кадры не понять для кого (юрист в роли базарного торговца — неплохой вариант?).
Сейчас спохватились, что некуда девать выпускников военных училищ (15 тысяч!) — нет для них места в армии!
Вчера заговорили о том, что нужны рабочие руки и специальности, значит, вперед в прошлое, будем возрождать ПТУ под другой красивой вывеской?
Растолковать можно то, что понимаешь. А как объяснить принцип построения воздушного замка?
[Ответить ]
01.09.2010
Знаете, я внимательно следил за всеми школьными реформами, когда училась моя дочь. Я в шоке от всех происходящих изменений в системе образования. Получилось так, что я трижды получил среднее образование, учился сам, учил сестренку, которая на 8 лет младше меня, учил дочь.
Никогда не забуду, когда помогал как-то дочери делать уроки. Чтобы разобраться в одной из тем по математике, мне пришлось уйти примерно на 10 тем вперед. Вы представляете? А каково же ребенку?
Что касается мальчика, позирующего перед камерой, без комментариев. переизбыток эмоций, не могу писать.
[Ответить ]
01.09.2010
Владимир, а с какими оценками тест прошли?
Мы вчера с мужем «побаловались». У меня хватило знаний получить пятерки по истории, обществоведению, географии и русскому языку. К тесту не готовилась — общая эрудиция помогла, наверное. Школу окончила... страшно сказать, в каком далеком году. Повторно (с сестрами или детьми) не училась. Или нас хорошо учили, или вопросы были очень легкими для меня — не знаю. Но когда открыла математику и физику — растерялась. Я не то что ответить не могла, я просто не понимала вопросов совершенно. Это при том, что моя мама всю жизнь преподавала в этой отрасли знаний и я не имела права ее «подвести», училась отлично. Наверное, сейчас совсем другие науки преподают. Кстати, мой муж — технарь, тоже оказался «двоечником».
Если тестирование введут, как планируют, в более раннем возрасте, о творческом и самостоятельном мышлении школьников можно забыть навсегда.
[Ответить ]
01.09.2010
А где мультик? Увидел название и вспомнил прикольный и умный мультик с названием «В стране невыученных уроков». Нашел в сети и готов поделиься, пусть будет подарком всем в честь 1 сентября.
[Ответить ]
01.09.2010
Алекс, спасибо за ссылку на полный мультик. Желающие могут нетолько посмотреть в прямом эфире, но и скачать. Я тоже его очень люблю. Таких сейчас просто не делают.
А вот то, что из этого мультфильма скомпоновали как рекламный трейлер. Забавно, не правда ли?
[Ответить ]
01.09.2010
Да, все же пятилетние планы отражались даже на учебе детей:) Надо уметь планировать сколько нужно инженеров, педагогов, менеджеров, последних сейчас так и вообще пруд пруди, причем из любого вуза ты можешь выйти и пойти работать менеджером, правда не факт, что возьмут.
А то, что теперь педагоги у нас будут еще «по призванию» вообще забавный вариант. Т.е. образование учителям вовсе и не нужно будет, можно просто по велению сердца пойти в школу и учить детей.
Вобщем, слова умные научились говорить, а их определение и суть не знаем. Для кого и чего делаются подобные реформы. По словам М.Задорнова, нас просто уничтожают по давно заведомому плану.
[Ответить ]
01.09.2010
Ага, новые образовательные технологии — это что? Тестирование?
Очень советую потратить время и посмотреть фильм Галины Царевой «Россия с молотка», который прочищает мозги (если они еще не совсем атрофировались). — статья где этот фильм, и ссылка на сам фильм (484 МБ) Попробуйте поглубже вникнуть в суть. Это не политическая агитка, это разговор о том, что самые мрачные сценарии тех, кто писал свои антиутопии, уже осуществляются. Именно в этом и кроется такая стремительная «модернизация» и создание электронного правительства в России.
[Ответить ]
01.09.2010
Если введут тестирование, нация отупеет. Тестирование не дает элементарных навыков мышления, эрудиции, дедукции ну и так далее.
Президент Америки Обама официально заявил о том, что Америка уходит от всех этих тестирований, так как народ тупеет. А вот Россия лезет туда. Не пойму, для чего все это делается. Видимо, для того, чтобы народом управлять легче было.
[Ответить ]
02.09.2010
У моего знакомого дочь в этом году поступила в МГУ. Готовилась самостоятельно и целеустремленно.
На всякий случай она подавала документы в несколько ВУЗов. При этом выяснилось следующее: в тех ВУЗах, где принимались только результаты ЕГЭ («справки о баллах») конкурс (количество претендентов на 1 место) был намного больше по сравнению с теми, где требовалось сдавать дополнительные устные экзамены (как в МГУ).
Это говорит о том, что высокие баллы ЕГЭ не всегда могут быть подтверждены реальными знаниями абитуриентов на устном экзамене.
Ptah разместил у себя интересно видео о нашем высшем образовании. Оказывается, последние несколько лет количество поступающих в ВУЗы намного больше количества выпускников школ!
Советую посмотреть!
[Ответить ]
02.09.2010
Не помню где прочитала этот афоризм, но он мне очень нравится: 1 сентября — это личное 12 апреля для каждого первоклассника, старт в космическое пространство знаний.
По поводу тестирования — все понимают конечно к чему это приведет. Просто в масштабах нашей страны нужно как то сейчас ввести некоторое равенство. Ведь никто не запретил престижным вузам принимать абитуриентов по устному экзамену, тем самым отбирая действительно способных. Зато дети из малых городов могут наравне состязаться с детьми из крупных городов подавая, свои результаты ЕГЭ в ВУЗы и СУЗы, что не было доступно те же 10 лет назад.
[Ответить ]
02.09.2010
Мария, а Вы сами верите в то, что талантливые дети из малых городов сейчас имеют больше шансов учиться в хороших ВУЗах? Если снижается уровень общего образования, а растет число лиц с дипломами о высшем образовании, которые никогда не будут работать по специальности, это никак не назовешь прогрессом. Загляните сюда и обязательно посмотрите ролик, мне нечего добавить.
[Ответить ]
02.09.2010
да, частично :), но верю и знаю таких. Тех ребят которые бы в силу коррупции никогда не смогли сдать устный экзамен, даже зная его на отлично, а по результатам ЕГЭ сейчас учатся в ВУЗе. Это конечно единичные случаи. Коррупция процветает, но все же есть хоть какой-то шанс на миллион
ТО, что касается дипломированнных специалистов, которые купили себе диплом: либо сразу, либо 5 лет посещая институт и покупая экзамены — это правда. А потому что жизнь привела к этому. Без бумажки ты к...ка. Я недавно видела вакансию: требуется ученик сборщика мебели с высшим техническим образованием... О чем можно говорить, если работодателю нужны уборщики с 3 высшими образованиями (я конечно слегка утрирую, но суть ясна). И вот реальная ситуация: люди которые получили диплом и хотят работать по специальности, не могут устроиться потому что: когда были студентами их не брали из -за отсутствия диплома, а сейчас не берут из-за отсутствия опыта. Палка о 2 концах. Поэтому они вынуждены искать другую работу.
[Ответить ]
02.09.2010
Мария, я отвечу не в этом комментарии, а следующей статьей, которую опубликую сегодня вечером.
[Ответить ]
02.09.2010
С удовольствием ознакомлюсь с вашим мнением.
[Ответить ]
02.09.2010
Мария, Вы правы.
Реальная ситуация, случившаяся с моим знакомым. Он подыскивал себе работу, не бросая старой. Однажды в газете увидел объявление: «Требуются на постоянную работу специалисты знающие слесарное дело, газо- и элекросварку, аргонную (и т.д.)» Мой знакомый (классный сварщик знающий все эти специальности на высоком уровне) звонит в эту солидную компанию и разговаривает с менеджером по набору кадров. Их разговор я предоставляю на суд высокой публики.
Алло, это фирма ...
Да вас слушают.
Девушка, я звоню по поводу работы.
На какую должность вы претендуете?
Электросварщик.
Вы знакомы с газосварккой?
Да. стаж работы газосварщиком по трудовой книжке 5 лет.
А электросварку знаете?
Да . работал на газопроводе ... имею личное клеймо.
Клеймо??? Ну а с аргоном вам доводилось работать?
Да. Аргонщик ... класса.
А слесарное дело?
Слесарь ... разряда. Опыта работы предостаточно.
Все очень хорошо. Вы нам подходите. Кстати, сколько вам лет?
Мне 47 лет.
Ой, извините, мы принимаем на работу только до 27 лет
...
Дальше пошли длинные гудки. До этой дурынды не могло просто дойти, чтобы овладеть всеми перечисленными специальностями, необходимо минимум 10 лет. А уж с опытом работы ...
[Ответить ]
02.09.2010
Как-то не хочется вообще говорить о современном образовании, тем более России. В родной Беларуси первый урок был на тему «Беларусь — страна моего будущего», где ученикам говорили о том, что лучшей страны в мире нет, а если верить независимым опросам среди школьников, то они мечтают уехать учиться, работать и жить за границей. С 1 сентября в Беларуси вступили в силу новые правила белорусского языка — эта реформа похоже решила навсегда похоронить белорусский язык, на котором и так мало говорят, а тем более мало пишут, так теперь еще никто писать грамотно не умеет.
Светлана, а у меня к Вам вопрос. Вы живете в Казахстане, а душой все время в России. С чем это связано? Не желаете ли вернуться, раз уж больше беспокоит образование в России, чем в Казахстане?
[Ответить ]
02.09.2010
Mik, меня беспокоит образование не только в России. Переживаю за все страны бывшего СССР. К тому же практика показала, что Россия остается ориентиром для многих, и то, что творится там, рано или поздно находит продолжение в других бывших республиках. Вот и у нас уже скоро будет 12-летнее образование. Еще бы объяснили внятно, зачем?
В Россию я не желаю вернуться, потому что никогда там не жила. Я родилась и живу в Казахстане, а по большому счету — я родом из СССР.
[Ответить ]
02.09.2010
Спасибо, Светлана, за ответ. Я тоже родился по сути в СССР, но жил и живу в Беларуси, поэтому в первую очередь интересуюсь, что происходит в моей современной стране. Если интересно, то несколько слов о нашей системе образования ниже. А к вечеру будет пост в личном блоге, о том, что наболело в связи с началом нового учебного года.
Моя страна впереди планеты всей. У нас в Беларуси было уже долгое время 11-летнее образование, потом перешли на 12-летнее, несколько лет проучились по новой программе, но по-моему ни одного выпуска не было, а потом резко отменили, потому что в ход реформы вмешался главный специалист страны. В школах потом сделали два класса, один называли обычный, а второй класс-штрих (например, 1о-ый класс и десятый штрих). В одном году было сразу два выпуска. Сейчас среднее у нас 10 лет, как при СССР.
[Ответить ]
02.09.2010
В Казахстане до десятилетки не откатывались, а 12-летнее давно обсуждается и введено кое-где экспериментально.
Я опубликовала продолжение, с акцентом на профессиональное образование, здесь.
[Ответить ]
02.09.2010
Как иллюстрация к теме образования, Дао Дэ Цзин (который я всем советовал читать ;)):
Меньше учёным* чести —
меньше в народе споров.
Меньше ценятся вещи —
меньше народ ворует.
Меньше причин для страсти —
меньше в сердцах** смятенья.
Вот отчего, выправляя,
постигший
опустошает сердца,
наполняет желудки,
ослабляет чувства,
укрепляет остов,
дабы народ неизменно
был невежественен и бесстрастен,
а те, кто мудр,
не смели бы действовать.
Воздействуя не-влиянием
избежишь не-правильности.
[Ответить ]
03.09.2010
Идущий, с глубоким прискорбием сообщаю, что... не поняла.
По-моему, нас с переизбытком окружают «вниманием» и воздействуют усиленно самым изощренным способом промывания мозгов и засеивания их семенами лжи, подкармливая информационными помоями.
[Ответить ]
03.09.2010
На самом деле там основные строки другие были , которые я хотел привлечь в качестве комментария, но потом решил не вырывать из контекста. Вот эти суть:
постигший
опустошает сердца,
наполняет желудки,
ослабляет чувства,
укрепляет остов,
дабы народ неизменно
был невежественен и бесстрастен,
а те, кто мудр,
не смели бы действовать.
Строки про не-влияние и не-правильность объяснять сразу так сложно... это связано с концепцией даосизма увэй (Wu Wei) я до нее еще у себя на сайте не добрался. Кратко говоря,
«Воздействуя не-влиянием, избежишь не-правильности.» = «используя концепцию недеяния невмешательства излишнего в то, что ты не в силах изменять, и следуя Дао достигнешь правильного понимания Пути». Хотя криво объяснил... впрочем эти строки лучше проигнорировать в данном контексте, они слишком много требуют пояснений.
[Ответить ]
03.09.2010
Если правильно поняла, для сохранения рассудка в наших непростых условиях надо изучать китайскую философию?
Следуя Дао я достигну понимания того, куда мне идти, или пойму, почему меня ведут не туда? Путь ведет в тупик, а проводники этого не осознают.
[Ответить ]
03.09.2010
Даосизм, по большому счету не китайская философия... Скорее одна из точек восприятия мира. Просто мне проще объяснять оперируя терминами даосизма.
Цитата: «Путь ведет в тупик, а проводники этого не осознают.» Светлана, Дао-путь это не дорога в привычном для нас восприятии
Скорее это вселенная во всем ее многобразии. А следовательно она вести «не туда» физически не может.
[Ответить ]
03.09.2010
Я бы, наверное, сдала ЕГЭ только по литературе.
Хотя Фурсенко в интервью с Познером признался, что вообще бы не сдал сейчас ЕГЭ. Значит, я умнее Министра образования РФ.
[Ответить ]
03.09.2010
А я литературу точно не сдала бы.
Во-первых, понятия не имею о том, как сейчас ее изучают (только догадываюсь) в свете требований по тестированию.
Во-вторых, у нас великолепно преподавалась литература, со спорами, вопросами, острыми обсуждениями и ценилось своё мнение о прочитанном, аргументация а не заучивание расхожих штампов. то есть подход был прямо противоположный современным правилам.
Был только один педагог в школе ( к счастью, лишь один год) по истории, так там да, главное было выучить даты, а вопросы задавать было низзяяя.
Она бы прекрасно вписалась в нынешнюю систему. Другие педагоги не смогли бы, совесть не дала бы вместо того, чтобы учить детей думать, натаскивать на экзамены любой ценой.
[Ответить ]
03.09.2010
Светлана, я вам завидую... мне не довелось в период своей школьной жизни встретить педагога по литературе с подобным подходом. До сих пор сидит в голове фраза «а вот Белинский считал по другому», и не интересовала меня никогда поэтому литература. Наше мнение не учитывалось. Наверное были и другие педагоги, но вот почему то мне в 2 школах вот так не повезло
[Ответить ]
03.09.2010
Мария, наверное благодаря хорошим или не очень педагогам и запоминаются школьные годы совсем по-разному. Наверное не у многих школьников возникла любовь к Гоголю не через просмотр «Вия», а через чтение «Мертвых душ». Точно знаю одно, какой бы ни была та система в смысле идеологии, педагоги были свободнее, чем сейчас.
[Ответить ]
05.09.2010
Литература — одно из любимых моих занятий. Обожаю читать.
Когда дочка готовилась к ЕГЭ, я гоняла её по тестам, а заодно и свои знания проверяла.
Оказалось, что я могла бы неплохо сдать литературу. Хотя ученик оказался лучше учителя: дочка сдала на 100 баллов! Не уверена, что я смогла бы так же.
Но сдала бы — точно.
А Гоголя полюбила после «Вечеров...». Точно не после «Мёртвых душ».
[Ответить ]