Патриотизм нужно воcпитывать, или прививать
Что такое патриотическое воспитание? По мнению руководящей и направляющей партии власти в России, требуется внести коррективы в школьные программы, чтобы воспитывать патриотов, и тогда события на Манежной площади больше не повторятся. Посмотрите ролик:
Я думаю, многие уже слышали об этой инициативе и обсуждали ее. Хочется сказать многое по этому поводу, но формат моего блога не позволяет использовать ненормативную лексику, а нормативной не хватает, чтобы передать эмоции. Все же попробую рассказать о том, как мы росли патриотами без уроков патриотизма.
1.Когда я училась в школе времен СССР, нам не нужен был предмет ОБЖ. Жить было безопасно. Родители не тряслись за своих детей, даже если те задерживались на репетициях в школе или клубе, ехали с двумя пересадками на другой конец города или шли через тенистый парк.
2.Мы знали, что милиционер — это человек, к которому можно обратиться за помощью, если вдруг заблудился.
3.Никто не развращал просвещал нас в школе и не рассказывал о роли презерватива. Без школьных уроков толерантности проституток и ранних абортов было меньше, а о геях, лесбиянках и наркоманах я узнала в возрасте 25 лет. У нас были более интересные и полезные занятия, чем обсуждать половую ориентацию "звезд".
4.Нам не нужны были отдельные уроки патриотического воспитания, потому что с самых ранних лет мы чувствовали, как Родина заботится о нас. Мы пели хорошие детские песни, смотрели добрые мультики и фильмы, которые взращивали в нас настоящий патриотизм и интернационализм. Они вызывали гордость за нашу огромную, сильную страну, которая борется за мир и помогает слабым против агрессии злых врагов. Вы не можете себе представить, с каким энтузиазмом мы готовили посылки детям воюющего Вьетнама!
5.Мы знали, что нужны Родине. Когда мы болели, даже попадали в стационар, никто из родителей не сходил с ума в поисках денег на лечение. Все виды лечения, включая самые сложные операции, оплачивались государством.
6. Чтобы устроить ребенка в ясли или детский сад работающим родителям не нужно было вставать в очередь в первые дни его рождения или давать кому-то взятки. Малыши получали навыки общения в коллективе, а песенки и стихи (с учетом возрастных особенностей) рассказывали детям, в какой замечательной стране мы живем.
7.Родители не беспокоились о том, куда пристроить ребенка на лето. Пионерские лагеря были у каждого предприятия или группы предприятий, объединенных профсоюзом. Профсоюзные путевки были доступны и по факту, и по стоимости, всем. В лагерях проводились военно-патриотические игры, смотры песни и строя, линейки с подъемом флага, встречи с ветеранами и т.п. С младшей школы, нас готовили жить в обществе, организованном по схеме демократического централизма, и никаких противоречий между декларируемыми властями ценностями и реальным положением дел мы не ощущали.
8.Для нас было совершенно естественно, что дикторы телевидения говорили грамотно настолько, что можно было по их речи изучать ударения в русском языке. Мы имели возможность, даже живя в глухом южном кишлаке или далеком от столицы Сахалине, слушать по радио спектакли в исполнении ведущих мастеров театра, концерты хорошей музыки, в том числе классической и подлинно народной.
9.Мы понимали, что человек будущего должен быть эрудированным, культурным, инициативным, наша страна давала возможность развивать способности каждому ребенку. Работали Дома и Дворцы пионеров, кружки в клубах и школах, творческие студии и внешкольные учреждения (музыкальные школы, художественные школы, хореографические училища и т.п.). Самые талантливые в какой-то области дети получали возможность бесплатно обучаться в специализированных, профессионально ориентированных, школах. Когда-нибудь расскажу подробнее о своей школе.
10. Спортивные секции и школы были открыты для всех. Проводились массовые спортивные «Золотая шайба», «Кожаный мяч» под опекой газеты «Пионерская Правда», где участвовали детские школьные и дворовые команды. Тренерам было из кого отбирать будущих олимпийцев.
11. Священный долг защиты Родины внушался с детства, и мальчишки не боялись идти в армию. Нас не запугивали ужасами, творящимися там. Подготовиться к службе по избранной военной специальности, можно было в кружках ДОСААФ, и приступить к выполнению воинского долга уже имея специальность, например, водителя, радиста, или научившись прыгать с парашютом. Там же были судо- , авто- и авиамодельный кружки.
12.Героями телепрограмм были настоящие герои, сильные, смелые, умные и талантливые люди, с которых можно было делать свою жизнь.
13,14,15 и так далее у каждого, чье детство совпало с моим, могут быть разными в деталях, но объединяет нас одно: специальных уроков патриотического воспитания, толерантности или ОБЖ не было нужно. Мы естественным путем росли патриотами. Не могло быть иначе у нас, радовавшихся полету Юрия Гагарина и тому, как весь мир рукоплескал ему. Мы слышали по радио сообщение ТАСС о полете Валентины Терешковой и других успешных запусках, и плакали, узнав о трагической гибели космонавтов, не сомневаясь, что еще при его жизни человек из СССР ступит не только на Луну, но и на Марс.
Я не буду по пунктам писать, что происходит сейчас, вы это видите и чувствуете сами. Скажите, какое содержание должно быть у уроков патриотизма на фоне творящегося беспредела и отсутствия вменяемой идеологии? Кто сможет вести такие уроки? Какие шедевры создадут режиссеры, выполняя госзаказ по патриотическому кино и о чем напишут книги для новых патриотов новой страны?
Вспомните, к 65-летию победы проводился конкурс песен. Кто-нибудь из вас хотя бы раз слышал где-либо песни, ставшие лауреатами конкурса после его окончания?
Останавливаю себя от дальнейших вопросов к себе и вам. Информации для размышления и так более чем достаточно.
P.S. А может быть с помощью нанотехнологий ведомство Чубайса создат специальную вакцину для обязательной прививки патриотизма?



17.01.2011
Ой, Светлана, навлекаете на себя праведный гнев тех, кто на слово СССР реагирует как бык на красную тряпку. Сейчас посыпятся заявляния, какой это был убогий строй, эксплуатирующий массы.
Я больше доверяю свидетельству близких, которые жили в то время о котором пишите, а сам почти не помню, маленьким был.
Ощущение близкой катастрофы за последний год резко усилилось. Слова и дела, целии конкретные планы ведут в противоположных направлениях. Крышу сносит от модернизаций. Как выжить в таких условиях в здравом уме...
[Ответить ]
17.01.2011
Я не скрываю своего возраста. Помню то, что было 50 лет назад очень отчетливо, склерозом не страдаю. Жаль, материальных свидетельств осталось совсем не много. Например, не сохранила ни одного из старых дневников. Было бы любопытно сравнить с нынешними учебными планами.
[Ответить ]
17.01.2011
«У того кто не жалеет о развале СССР — нет сердца. У того хочет его возродить — нет ума.»
Возродить былой строй невозможно, значит невозможно и воссоздать ту систему образования, в которой патриотической воспитание было органичной частью всей жизни.
Когда читаю и слушаю разговоры о том мире, очень жалею, что не застала его. Многие говорят о твердой уверенности в завтрашнем дне, а как нам сейчас ее не хватает! Знаете, детей рожать СТРАШНО!
[Ответить ]
18.01.2011
Вот даже не знаю что и лучше?
А может не стоит детей своих этим грузить?
[Ответить ]
18.01.2011
ледиольга, нас разве кто-то спрашивает, чем грузить детей?
[Ответить ]
18.01.2011
«Возродить былой строй невозможно, значит невозможно и воссоздать ту систему образования, в которой патриотической воспитание было органичной частью всей жизни» — нормальный человек всегда учитывает опыт и своей жизни, и своих предков, воссоздавая и добавляя все самое лучшее, что послужит процветанию. Не надо войн и оружия, нужно уметь программировать массы на то, что угодно власти. А власти нужны бараны, а не граждане, послушные мановению палочки, что в руках этой власти.
Речь идет о глобальном предательстве: себя, Отчизны, страны и ее граждан. Оно носит массовый характер, к сожалению, в настоящее время. А Вы правы — Манежная площадь показала нам хорошо срежиссированный и исполненный послушно спектакль.
[Ответить ]
19.01.2011
«Правда» есть?
Нету.
«Советская Россия» ?
Продана.
А что у Вас есть?
«Гудок» и «Труд» за три копейки...
Не кажется ли Вам что сейчас этот анекдот стал еще актуальнее? И напоследок советую послушать одну из песен А. Розенбаума написанную в начале восьмидесятых годов.
«Воспоминание о будущем»
[Ответить ]
19.01.2011
О каком патриотизме в думе может идти речь?
О каком патриотизме людей ратующих за сокращение армии и флота можно говорить?
Как такие люди могут воспитывать патриотизм?
Кому нужен тупой патриот, который не обладает не знаниями не умениями?
Идёт планомерная подготовка к аукциону по окончательной распродаже России и её ресурсов, как природных, так и человеческих в виде тупых рабов...
Что бы сейчас не говорили о Советском Союзе — но при Советском союзе никогда бы Американцы не бомбили Югославию...
Американцы молодцы — купили сначала немногих, потом вырастили целую плеяду фанатов денег, и печатая денег сколько надо — получают то, что хотят...
Поколение родившееся в 90-х годах прошлого столетия ещё проявит себя, и так проявит, что мало не покажется... Жаль только что воспитатели этого поколения будут уже за бугром наслаждаться прелестями жизни...
[Ответить ]
19.01.2011
Светлана, вы абсолютно правы — можно сколько угодно говорить о патриотизме, пытаться насаждать его, но если в стране его нет — то и воспитать его не удастся. И никакие разговоры не помогут.
Надо, чтобы были вокруг живые примеры. А где их взять, если все ноют, что за границей всё лучше?
Ну давайте все уедем. И там будет так же как здесь.
А, может, чем завидовать соседу, у которого дома уют и благодать, лучше у себя в доме тоже всё благоустроить? Это сложно. Но если мы сами не любим свою страну, кто её полюбит ещё?
Однако конкретные предложения не могу выдвинуть. И даже как-то повлиять на своё собственное окружение. У меня старшая дочка мечтает жить за границей. И все мои внушения о том, что она там никому, может быть, и не нужна — пустое.
[Ответить ]
19.01.2011
Знаете, меня даже не радует то, что все со мной соглашаются.
Нет примеров в жизни, на которых можно вырасти патриотов, или я о них просто не знаю?
Sheferok, я даже не знаю, стоит ли ее переубеждать. Возможно, действительно, она ощутит там свою ненужность, но там — это в чужой стране, и это не так больно, как ощущать свою ненужность на Родине.
[Ответить ]
19.01.2011
Sheferok ...
Мой младший сын, который родился в декабре 1990 года тоже в последние годы мечтал жить за границей, но был отстроен и сейчас проходит службу по призыву в РВСН... Надо будет я его ещё раз отстрою и пусть действительно наводит порядки в своём доме а не завидует другому дому...
Его дед защищал родину на полях Второй Мировой войны, я защищал родину в глубинах мирового океана и он будет её защищать и никуда он не денется...
[Ответить ]
19.01.2011
Не знаю, кто прав, выбирая то или иное решение. Есть предчувствие грядущей гражданской войны. В начале 20 века офицерство стало перед выбором: кому служить, Родине (как месту рождения, земле предков) или новой власти, обещавшей постоить новый справедливый мир. Прошел раздел, иногда даже через семьи, когда отец с сыном или братья оказывались по разные стороны баррикад. На одной стороне была идея Родины, которую надо было очистить от иноземных врагов, на другой — иные идеалы. В любом случае каждый понимал, что делает выбор. Сейчас большинство людей более грамотны, чем тогда, но понимают происходящее гораздо меньше.
Отстроить своего сына можно, но может быть прав он? Это покажет время.
Сказать что нет идеологии у нынешней власти нельзя. Мы не хотим принимать эту идеологию, отворачиваемся от нее, не признаем, что бери больше-вези дальше-прячь глубже это и есть нoвая идеология. Образованность при этом лишний и даже опасный элемент, потому такая свистопляска с реформами.
[Ответить ]
19.01.2011
Алекс
В любом случае настоящий патриот не мечтает уехать за границу и потом оттуда говорить как у нас всё плохо... или здесь только рассуждать как всё плохо и уехать за границу с чувством выполненного долга по отношению к себе...
Полностью с Вами согласен, что — «Сказать что нет идеологии у нынешней власти нельзя. Мы не хотим принимать эту идеологию, отворачиваемся от нее, не признаем, что бери больше, -вези дальше, -прячь глубже это и есть нoвая идеология. Образованность при этом лишний и даже опасный элемент, потому такая свистопляска с реформами».
Умные люди это всегда обуза для правящих кругов... и чем меньше умных, тем легче проворачивать свои делишки...
[Ответить ]
19.01.2011
Светлана, все о чем вы говорите — и я помню. Но это вовсе не значит, что те, кому забивали голову двадцать лет (и еще несколько десятилетий до этого) рассказами о красивой заморской жизни и поливали грязью все, что было для нас свято, вряд ли что-то поймут и сделают для себя правильные выводы. Наверное, нужно, чтобы они на своей шкуре испытали все, что было до того, как СССР стал тем, чем стал для его народа, независимо от нацпринадлежности. Я уже поняла это и не пытаюсь даже кому-то что-то доказывать, это неизбежность. «Как аукнется, так и откликнется».
Что касается общеобразовательных программ в школах и инициатив российского руководства. Давайте посмотрим на это с другой стороны.
Вы много знаете тех, кто получив высшее образование, даже в советское время, работал по специальности и любил ту специальность, которую себе избрал? Скольких из нас нужны были в жизни те знания, и в том объеме, которые нас заставляли получать в школе? Которые заставляют получать и сейчас? Какому проценту людей нужны знания для того, чтобы применять их на практике? Зачем стремятся в Вузы? Для того, чтобы получить знания или для того, чтобы получить «корочку»? Сколько мы знаем примеров того, что те, кто не получил знаний в Вузе стали самыми состоятельными людьми, сделали открытия в науке, создали гениальные произведения искусства! Гарантирует ли школа или Вуз эти возможности или все-таки, все зависит от таланта, данного природой? И зачем обществу разбазаривать деньги на то, что не дает никакого результата? Кроме неудовлетворенности и ложной гордыни — «Я человек образованный, а мне не дают реализоваться»? Заметьте, никто не хочет работать на земле, на фабрике и заводе, все хотят получить «образование».А для чего? Чтобы ничего не делать, не марать руки работой. Именно эти полуграмотеи и перекрывают дорогу истинным талантам и специалистам, занимая их места и разрушая все, что они создают. При этом, сами тоже не становятся счастливее, потому что не реализуют то, что могли бы, не будь этого насилия над ними со стороны родителей и молчаливого (сейчас — громкого), навязывания ненужных знаний со стороны общества.
Что касается патриотизма. Вы правы в одном. Его не привить, если в семье все настроены против своего государства, против его руководителей. И все же, это лучше, чем вообще оставить детей на произвол заблуждений родителей,обманутых пропагандой, направленной на разрушение человеческих ценностей. На возможность кому-то другому вправлять им мозги с одной целью — разрушить их дом их же руками. Что мы и видим сейчас. Поэтому, те инициативы, которые предлагаются в России, на мой взгляд, более разумный путь, чем ничегонеделание в этом направлении. Да, в чем-то и эти люди могут ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но я вижу в их действиях больше признаков разумности, чем в высказываниях тех, кто во всем — против. И никогда — за. Наверное, чтобы увидеть лес, надо перестать видеть отдельные деревья.
[Ответить ]
20.01.2011
Я вижу главную беду, которую переживают сейчас все бывшие республики, это непрофессионализм тех, кто стоит у руля. В руководящие органы продвигаются не самые достойные, а самые послушные и преданные, не смеющие проявить инициативу, люди. Отсюда вал решений, принимаемых скоропалительно. Например, закрытие военного госпиталя, ликвидация военно-медицинской академии и.т.п. Почему такое возможно? Неужели можно гарантировать, что никогда никаких катастроф или военных действий не будет, и мир во всем мире осуществился? В таких действиях я не вижу ни капли разумности. Ошибки проистекают от некомпетентности.
Последнее решение отправить переучиваться чиновников за границу, чтобы лучше управляли. Вы представляете, сколько на это уйдет бюджетных денег? Может, выписать сразу готовых управленцев, дисциплинированных немцев, и отдать страну им, чтобы справиться с коррупцией, дураками и построить дороги?
В решении реформы с уклоном в патритизм такая же непродуманность, спешка, компанейщина.Сейчас раздадут деньги на изготовление фильмов. Хорошо, сделают два-три приличных патриотических фильма, но ведь вся чернуха и порнуха как были так и останутся на экранах! Ложка меда в бочке дегтя не сделает деготь съедобным.
[Ответить ]
21.01.2011
В своё время я отговорила маму уезжать в Германию. Мне было не по себе от мысли, что моя уже немолодая мама жила бы так далеко от меня (сама я туда не собираюсь по многим причинам).
И теперь она всё время рассказывает мне, как хорошо живётся там её друзьям, которые не побоялись уехать: они уже и всю Европу исколесили, и пенсия у них совсем не та, что у нас, и жильё им предоставили бесплатное, и машину купили...
И я иной раз задумываюсь: а надо ли было отговаривать?
[Ответить ]
22.01.2011
Меня терзали такого рода размышления. И ничего плохого сказать о том, что было не могу, но судя из того что пишу в мемуарах, точно назревает вывод. Просто так, много и так категорично ругать не будут...А патриотизм воспитывать можно, но за деньги ©
[Ответить ]
24.01.2011
Каждый пункт можно поддержать, а можно раскритиковать. В каждом обществе есть свои положительные моменты, есть негативы. Да, нас не учили как пользоваться презервативами, но мои одноклассники парень и девушка) после восьмого родили близнецов. А мы в это время бегали на комсомольские собрания с бантиками — таково требование завуча. Единственное, что наводит на размышления — люди то те же, мы же все из того общества, где так почитался патриотизм и любовь к Родине. Так куда же подевалось это все в один миг и все рухнуло, как спичечный домик. Значит не все было так, как нам казалось! Много фальши, лжи, обмана и лицемерия. А патриотов и сегодня столько же, как и раньше. надо присмотреться!
[Ответить ]
25.01.2011
Людмила, не в один день рухнуло. Вы говорите
Скажите, а Вы лично, в восьмом классе, чувствовали эти ложь и лицемерие? Вспомните, с каким чувством Вы сами пели «С чего начинается Родина»
Пытаюсь присмотреться, прислушаться, вчитаться. Нет, не столько. Они стали невидимками?
[Ответить ]
25.01.2011
Мне понятнее взгляд Светланы, чем Людмилы. Патриотизм это чувство. Мы чувствовали себя нужными, когда росли и учились, как наши родители, когда ехали осваивать цлину или обустраивать север. Сейчас незащищенными и выброшенными на обочину жизни чувствуют себя практически все старики, дети нужны только на бумаге или для красивых речей. Состояние медицинского обслуживания за пределами самых крупных городов просто ужасное, уверенности в завтрашнем дне нет ни у кого, растет напряжение и страх. Ложь, обман и лицемерие достигли фантастических объемов. Чудовещный цинизм властей несопоставим с тем, что было когда-то. В СССР были люди, которые видели какие-то нестыковки и обман, но их были единицы. Сейчас таких миллионы, и властям предстоит бороться с миллионами, насаждая свой взгляд на место России в мире? Для этого даже новый предмет придумали, чтобы в школе детей обрабатывать. Посмотрел еще раз,и убедился, предположние о заказных акциях, для того чтобы протолкнуть нужные законы, имеет серьезные основания.
[Ответить ]
26.01.2011
Внимательно прочитал статью и все комментарии. Но не буду вмешиваться
мою позицию, Светлана, по вопросам, обсуждаемым в статье вы уже знаете — не раз высказывался. Замечу только, что патриотизм современный отсутствует как явление. И лично я не верю в возрождение культуры, благосостояния, патриотизма, уважения к себе и другим и прочих положительных (да и отрицательных тоже) качеств у всех народов ex-CCCР. Надежда только на ассимиляци... правда не знаю кем. Хорошо еще, если ассимиляция пройдет нормально.
[Ответить ]
26.01.2011
Идущий, как ни грустно, но я согласна, что мирный исход один, именно ассимиляция. Для нас лучший вариант выбрать не удастся, кто сильнее и умнее, тот и проведет ее. На мой взгляд, у Китая больше шансов, чем у исламских фундаменталистов провести ее менее болезненно для нас. Однако, нас никто спрашивать не будет. Для европейской части есть шансы иного рода преобразвания, есть надежда сохраненить хоть какую-то культурную самобытность, если ее заблаговременно не постараются стереть из сознания граждан нынешние правители.
[Ответить ]