Падение ценности получаемых знаний неизбежно
Падение ценности получаемых знаний … неизбежно?
Когда-то очень давно знания ценились очень высоко. Человек, обладающим какими-то полезными знаниями, мог управлять другими людьми. Когда возникла потребность общества в том, чтобы больше людей имело доступ к информации, появились печатные книги и общедоступные библиотеки.
Не стоит здесь рассказывать долгую историю развития мировой культуры, начиная с хранения знаний в записях на папирусах в библиотеках при храмах Древнего Египта, через эпохи античности, Средневековья, Возрождения и до рождения Интернета.
Взгляните на фотографии. На верхней — зал библиотеки, в которой мне довелось в свое время заниматься. Как и внешний вид входа в храм знаний, всем знакомый облик «Ленинки», (снимок справа), так и строгий вид «столов-кабинетиков» с зелеными лампами, настраивают на серьезный лад, не правда ли?
А такой читальный зал, как на левом снимке, не может не вызвать чувства уважения к самому процессу чтения. Представьте, вы сидите там за столом и перелистываете редкую книгу, изданную лет двести назад, прикасаясь к ее кожаной обложке с тиснением, а от страниц ощущается запах давней эпохи…
Даже если вы листаете недавно изданный альбом о живописи Франции, или какой-то справочник, в такой обстановке вы иначе будете воспринимать содержание, чем сидя у компьютера в шортах и домашних тапочках, крутя одной рукой колесико мышки и потягивая холодный чай с лимоном или кофе, не отходя от монитора.
Когда моя бабушка ходила в церковно-приходскую школу, не только она, но и все члены семьи, ценили получаемые ею знания иначе, чем это делается сейчас. Во-первых, уважительное отношение к месту получения знаний и тому, кто эти знания передавал, были настолько высоки, что хамство по отношению к учителю было невозможно в принципе.
Моя мама стала педагогом потому, что для жителей села, в котором она выросла, учитель всегда был Учителем, человеком, на которого равнялись другие. Вырастить в своей семье дочь, которая пошла учиться в институт на учителя – серьезный повод для большой гордости родителей (моих дедушки и бабушки). Скажите, сейчас есть такое в нашем обществе? Кто сейчас хочет работать в школе? Разве такое отношение к образованию не показывает наглядно, что знания перестали цениться?
Взгляните на состояние библиотек. У нас в городе их число сократилось за счет мелких, а крупные отдали часть площадей в аренду коммерческим организациям. Вероятно, считается, что библиотека – это нечто морально устаревшее.
Написать сочинение, раскрывая свое понимание прочитанного произведения, или скачать готовое из Сети – что проще? Привыкая пользоваться готовым набором “знаний”, нынешние школьники не понимают, что лишают себя возможности личностного роста, который никакими покупными тренингами не компенсируется. Хотите научиться думать – учитесь.
Приобретая навык поиска нужной книги с помощью библиотечного каталога, человек одновременно получает невероятно ценный навык раскладывания полученных знаний по полочкам в своей голове не в качестве кучи хлама, а структурированно.
Гениальное изобретение человеческой мысли – каталог. Любую книгу, внесенную в библиотечный каталог, можно найти, если иметь хотя бы косвенные данные. Можно искать по имени автора, по названию, по тематике, по времени издания и т.п. Вы получите именно то, что ищите, а не пустые рекламные странички, как это бывает при поиске информации в Интернете. Ну, вы понимаете, о чем я.
Существует человеческо-понятный механизм, алгоритм, по которому информация заносится в библиотечный каталог. Каким образом машина оценивает тот или иной сайт, понятно только машине.
Лучший способ научиться системному поиску информации — знакомство с библиотечным каталогом. Это давно известный, по-настоящему правильный способ раскладывания информации об одной книге по множеству разных ящичков. Пока еще они не ликвидированы, как устаревшие, познакомьтесь с ними сами (если не успели за младостью лет), или покажите свои детям и внукам. Вы удивитесь, насколько это способ универсален и современен!
Еще больше вы удивитесь, насколько убогим вам покажется машинный поиск в Яндексе, например, по сравнению с библиотечным.
По скорости поиска Интернету нет равных, но по качеству выдаваемых результатов – увы, совсем наоборот. Имея невероятное количество информации в сети, пользователь не может найти нужное, а вынужден копаться в куче мусора, выискивая ценные зерна.
Вероятно, поэтому так много блогов посвящается найденным интересным и полезным страничкам, например, как у Валерия Иванова – блог работает под девизом: «Узнал интересную и полезную информацию? Поделись с другими!».
Некоторые блоггеры делают попытки самостоятельно сделать отбор лучшего, и появляются новые каталоги.
Теме блоггерких каталогов я хочу посвятить большой специальный обзор, поэтому с удовольствием приму от вас ссылки на те новые каталоги, которые вы нашли в сети.
Существует много разных каталогов в Интернете, помогающим пользователям в поиске. Меня привлекает каталог DMOZ, он действительно предлагает качественные ресурсы. Хотелось бы и мне попасть в каталог с блогом Всеобщее самообучение, однако я не могу определить, куда именно должен быть размещен мой блог, в какой раздел и под какой рубрикой. Сама по себе структура каталога DMOZ очень хорошая, видимо, это я не в том формате веду блог о самообучении, раз не могу определиться. Надеюсь, со временем решу эту проблему.
Чем больше появляется информации, тем сложнее поиск. Научиться правильно искать нужную вам в данный момент гораздо важнее, чем заблаговременно запихать в голову массу знаний, который выветриваются, если ими не пользоваться.
К сожалению, последние реформы в образовании отнюдь не способствуют поумнению общества. Остается лишь уповать на благоразумие образованных старших членов семьи, которые смогут передать свой опыт новым поколениям, вопреки такому сомнительному «прогресу», как повсеместное внедрение ЕГЭ.
________________________________________________________________________
P.S. В качестве разминки и тренировки навыков поиска решений задачек для общего развития и развлечения, рекомендую вам участвовать в конкурсах.
Жду ваших решений на задание последнего мини-конкурса (Свобода интерпретации, или творческое безобразие), где мы самообучаемся аргументировать свой выбор.



26.05.2010
Библиотека с первых времен ее появления изменилась и прогресс не стоит на месте. Есть электронные библиотеки с платным доступом, где можно найти электронные варианты печатных книг. За ними будущее. Поисковые машины в Интернете тоже должны измениться, чтобы набрав запрос не попадать на ГС, а найти именно то, что нужно. Сеошники научились продвигать свои ресурсы, называемыми ГС, а библиотеки отстают в этом, а тоже надо перестаиваться к новым условиям времени.
[Ответить ]
26.05.2010
Мое обучение тоже проходило в библиотеках, эра компьютеров только начиналась, и поиск по каталогам действительно казался самым совершенным. В нашем городе центральная библиотека сохранила свой дух и особую атмосферу, там чувствуешь себя, как в неком Храме, и кажешься себе полной невеждой среди огромного количества человеческой мудрости.
[Ответить ]
26.05.2010
Очень верно заметили, Светлана, исчезают библиотеки. Мне кажется переход на поиск информации только через интернет ведет не туда, не к совершенствованию, а к оглуплению. Начинаешь что-то нужное искать, а вместо ценного материала попадается всяких хлам рекламный. Хуже всего, скачав кипу информации видишь, что вся она высосана из одного источника, переписана с заменой нескольких слов, а порой и в точности переписана, внаглую, без указания источника. Интернет это большая свалки плагиата, и поисковики не могут делать то, что традиционно делали библиотечные работники.
Меня к счастью научили пользоваться бумажными/карточными каталогами и даже написанию аннотаций. В этом деле машина пока не может заменить человека. К сожалению или к счастью — не знаю.
[Ответить ]
27.05.2010
Совсем немного жить осталось бумажным книгам, с прогрессом спорить глупо. Когда-то на глиняных табличках и бересте писали, сейчас на электронных носителях хранят информацию. Библиотеки это атавизм. Жалеть не стоит.
[Ответить ]
27.05.2010
В библиотеках собрана уникальная информация в чистом виде. Интернет дополняет её большой массой информационного мусора.
Можно сравнить это с тем, что набрать воды для питья (обучения) в роднике (библиотеке) или в болоте (интернет). «Болотную воду» воду необходимо фильтровать несколько раз, но даже после этого она вряд ли по вкусу будет близка «родниковой воде».
P.S. Спасибо за упоминание! Очень приятно.
[Ответить ]
27.05.2010
А у нас библиотека организовала очень интересную акцию. Приходит на предприятие человек и составляет список книг, которые бы люди хотели почитать. Потом эти книги привозятся и раздаются. Через неделю забираются. Очень удобно и интересно.
Мама уже столько перечитала.
А я все вспоминаю, как сидела в читальном зале и выписывала нужную информацию к рефератам, курсовым. Это же какой и творческий процесс и думалка работает. Жаль нынешних школьников они не ценят, да и век такой пошел. Библиотека дает дополнительные навыки в поиске нужной информации, причем вдумчиво, а не просто абы как.
[Ответить ]
27.05.2010
Валерий, почему Вы так говорите, тем более, что ведете собственный блог? Это дополнение к горе мусора в сети? В обычных библиотеках мусора не меньше, чем в сети. Или хотите сказать, что хранящиеся там газеты и журналы хранят только правду и ни капельки лжи, не говоря о книгах, учебниках, написанных по заказу правящей номенклатуры?
Другое дело, что проще из дома поискать информацию в Интернете, чем идти в библиотеку, где далеко не всегда информация в каталогах подана должным образом.
Виктория, не хочу добавлять ложку дегтя в бочку меда с акцией библиотеки. Похоже, что они поняли, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Когда в библиотеке нет посетителей и книговыдач, то мы сами идем к Вам. Может быть те, кто заказывает эти книги их и читает, но скорее всего работники предприятия не способны устоять обаянию библиотечных работников и что-нибудь у них да и закажут. Но это не выход из сложившейся ситуации, потому что в современной библиотеке нельзя заказать раритетных книг на папирусе.
Современные библиотеки должны идти в ногу со временем и должны предоставлять книги на электронных носителях. Понимаю тех людей, которые за мизерную зарплату работают по старинке и совершенно далеки от цифровых технологий, но если их время остановилось, то не значит, что оно остановилось у всех. Нужно ставить о вопросе качества информации в Интернете, а не говорить, что Интернет сеет зло, порнографию и т. д.
[Ответить ]
27.05.2010
По-моему, переход системы обучения на платную — так же сыграл свою роль. Все знают — заплатишь -поступишь и если даже не будешь учиться- всё- равно — оплачено ведь — свою корочку получишь... до какого уж тут чтения...
Но чтение книги не заменить чтением с компа. Для меня — до сих пор чтение удовольствие, с книгой можно полежать на диване, а вот с компом не полежишь
[Ответить ]
27.05.2010
Прогресс, конечно, дело важное, но мне нравятся библиотеки, которые работают по старинке, с каталогами, формулярами и книгами именно в бумажном формате. И согласна с Викторией в том, что нынешние учащиеся не так глубоко знают материал, о котором пишут рефераты, курсовые и прочие работы. Раньше нужно было почти всю книгу перечитать, чтобы найти требуемый материал. Но тут уж время берет свое, ничего с этим не поделаешь.
[Ответить ]
27.05.2010
Мечислав, сейчас продвинутые библиотеки делают электронные каталоги своих ресурсов, планомерно ведется работа по оцифровке. Это важно, нужно и полезно для сохранения знаний.
Сравнивать количество мусора в сети и в библиотечных фондах — неблагодарное занятие с заранее известным результатом. Я считаю информационным мусором тот самый рерайт, на котором многие зарабатывают, плагиат, пересказывание сплетен и т.п которыми кишит Интернет.
Я не считаю мусором газеты и даже написанные по указке сверху книги и статьи прошлых лет. Это документы эпохи, в которой жили наши родители и мы сами. Это — политика. Политика, правда и знания это немного разные вещи.
В библиотеках информация хранится в структурированном виде, а в Интернете — свалкой.
Представьте себе литературное произведение какого-то классика, написанное с учетом продвижения и плотности ключевых слов (непременно выделенных).
Представьте себе серьезный научный труд написанный по правилам продвижения к выдаче на первой странице поисковика. Жуть! Вот и получается, что нормально созданное давно и без правил для роботов произведение вы никогда не найдете, пользуясь поисковиком того же Яндекса. На первой странице будет нечто слизанное у кого-то без упоминания авторства, да еще и с перевранными фактами. Вот об этом я тревожусь! Истинные ценности знаний заменяются фальшивками.
[Ответить ]
27.05.2010
Татьяна, если ребенку повезло с родителями (бабушками, дедушками), есть шанс вырастить нормально думающего человека, умеющего самостоятельно отвечать на вопросы, самостоятельно искать ответы в книгах или Интернете, а не перебирать готовые варианты (как при нынешнем убогом тестировании).
Если родители прилагают душу к воспитанию ребенка, они научат его всему вопреки официальной доктрине. Беда в том, что молодые родители не видят существующей угрозы, а к мнению стариков не прислушиваются.
[Ответить ]
27.05.2010
Может быть пришло время поворота спирали, и скоро истинными знаниями будут вледеть единицы, как жрецы, а остальные будут считать себя образованными и грамотными, а на деле владеть минимальным набором навыков для выполнения работы.
«Хлеба и зрелищ»- чтоб меньше думали и легче повиновались?
Валерий, великолепное сравнение воды из родника и болотной. Я столько раз плевалась, прлосматривая что мне интернет предлагает! Когда же появится нормальная подача информации? Согласна на 200% со Светланой: Яндексу до простого библиотечного каталога еще очень далеко.
[Ответить ]
27.05.2010
Светлана, позвольте не согласиться с вашей критикой в сторону поисковиков. Я, правда, пользуюсь гуглом, но не важно. Я уверен, что ту лавину информации, хранящейся в интернете и среди которой производит поиск гугл, обычные библиотекари не смогли бы структурировать никогда. Тут проблема скорее в другом — в слишком большом объеме мусора в тырнетах и... элементарном неумении пользователя использовать поисковик. Я не стремлюсь унизить значение каталогов или обычных библиотек — я тоже ими пользовался в свое время и могу сказать — честь и хвала тем людям, которые структурировали книги и заполняли карточки каталогов. Но... прогресс постепенно сводит значение библиотек и каталогов на нет — сегодня на одном ДВД поместится больше книг чем, например, во всех библиотеках моего института...
Возможно я преувеличил, но суть все равно такова — бумажные книги отходят в прошлое. Хорошо это или плохо — зависит от многих факторов. С точки зрения сбережения лесов и последующего удешевления книг — здорово. Хотя найдется масса противников электронных книг и десятки — сотни доводов в пользу бумаги. особенно в этом будут усердствовать издательства
Неважно. современные технические средства обеспечивают вполне удовлетворительное кол-во устройств для чтения.
По поводу трусов и чая
Для меня главное содержание книги, а в трусах ли я или в смокинге в библиотеке- нет разницы для чтения и интереса к произведению.
И последнее — интернет-каталоги. Пытался я пользоваться и ДМОЗ и ЯК и еще какими-то для поиска инфы... Ну что ж... после попыток я понял почему яндекс перестал учитывать каталоги для тица... Каталоги не эффективны. гораздо лучше обычный гугл — и быстрее и инфа полнее и качественнее
[Ответить ]
27.05.2010
Светлана, цитирую вас: «Но чтение книги не заменить чтением с компа. Для меня — до сих пор чтение удовольствие, с книгой можно полежать на диване, а вот с компом не полежишь :)»
Кто вам такое сказал? Напоминаю — ноутбуки, нетбуки, смартфоны, коммуникаторы... И последний завершающий «финт» — электронные книги с технологией «электронных чернил» — вполне отличная вещь. Я уж молчу про удобство все это возить с собой — возьмите в отпуск десяток бумажных книг, почитать?
и сравните с небольшой электронной книгой...
[Ответить ]
28.05.2010
Интересные мысли высказаны и с каждой можно соглашаться или не соглашаться, но развитие цивилизации идет своим чередом и нам никак на это не повлиять. У нас дома приличная библиотека, масса подписных изданий (сколько вложено денег!, но сегодня это никому не нужно. Муж шутит, что после нашей смерти будут ворчать, выбрасывая эти тяжеленные тома. Просто не верилось, что так быстро поменяется интерес к формату информации. Я не согласна с тем, что утрачен интерес к знаниям или их качеству. Просто сегодня востребованы совершенно иные знания и информация, и дети наши иные. Думаю это к лучшему, во всяком случае хотелось в это верить и понять.
[Ответить ]
28.05.2010
Наши преподаватели ДПИ часто говорили, что мы - будущие инженеры-технологи можем не знать что-то, но должны уметь найти необходимую информацию. Пока училась 7 лет в институте я регулярно посещала 7 библиотек - практически там жила
Определенная атмосфера там конечно присутствует, но я с ужасом вспоминаю сам процесс выуживания информации. Выглядел он следующим образом:
— прийти в библиотеку в отдел каталога;
— в каталоге провести от 10 до 30 мин. в поисках нужной или похожей на нужную книгу (книги) и заполнить необходимую форму;
— с этой формой отстоять очередь (не мене 30-40 мин.) и вручить ее библиотекарю, которая в свою очередь такое же количество времени потратит на поиск книги (и это в лучшем случае, ведь институт большой, и студентов много);
— в худшем случае принесут подобную книгу или скажут, что такой книги нет, она на руках и можно за ней подойти в назначенный день;
— или еще как вариант (это если повезет, и еще есть экземпляр) направят поработать в читательский зал, где опять придется потратить время в очереди. А ты, как назло, не захватил ни зебру, ни чистые листы бумаги, чтоб сразу с книги писать реферат или курсовой. Пишешь на черновик, а потом на чистовик (дважды выполненная работа).
В итоге: потрачен по минимуму 1 день только на поиски информации.
По поводу плагиата — я писала дипломную работу по диплому 86 года (сам руководитель дипломного проекта из архива достал), и это не единичный случай многие друзья с разных специальностей и в разные времена также использовали уже защищенные проекты и работы для написания своих. Потому как нет уже новых тем. Это моей маме повезло писать диплом на тему марки стали, которая была только в разработке.
На сегодняшний день преподавателю будет проще проверять на плагиат курсовые и рефераты, пользуясь такими программами как Плагиатус, Адвего и др.
И еще, а зачем пользоваться таким поисковиком, как Яндекс, по-моему, лучше уж Гугл
И по поводу интернет — это помойка. Интернет — это всего лишь инструментарий, а вот как вы им будите пользоваться и насколько быстро вы найдете необходимую информацию уже зависит от того, насколько правильно будут подобраны ключевые слова. Т.е. практически такой же каталог, только электронный.
PS Прошу прощение за многословность, очень уж зацепило
[Ответить ]
28.05.2010
О, еще забыла добавить — поток информации растет с каждым днем, темп жизни тоже, поэтому людям тратить много времени на поиск информации (а найденная информация — это еще не усвоенная информация) просто нет времени, надо же еще и жить успевать.
[Ответить ]
28.05.2010
Зацепило, значит!
По поводу поисковиков скажу, что они выдают то, что заложено, а закладываются данные из сайтов, над которыми колдуют вебмастера и сеошники. Именно поэтому при запросе вам подадут не лучшее по качеству (с позиции ценности информации для человека), а творение, лучше оптимизированное под запрос. При этом сама информация может оказаться вторичной и малосущественной. Неужели вы с таким не сталкивались?
По поводу затраты времени напомню любимую поговорку мужа про ремонт: «Быстро, качественно, дешево — выбирайте два из трех.»
Либо-либо.
Быстро найти что-то ценное очень непросто. Далеко не все книги оцифрованы и их можно найти в сети (в отличие от библиотек). Конечно, если речь идет о фундаментальных знаниях. Если же говорить о самой свежей и современной информации по новым отраслям — то, действительно, библиотеки не имеют этой информации, потому что новые научные книги практически у нас не издаются. Зато полно литературы «для чайников». Когда-то была реальная защита диплома как отстаивание своего взгляда на проблему, а порой и настоящего открытия.
Как относиться к этому:
Разве это не доказательство падения ценности знаний?
Может, это говорит о том, что руководитель ничего нового сам придумать не может? Или прогресс остановился? А может сама специальность уже изжила себя? Не знаю. Я бы не согласилась писать работу по чужому диплому. Однако, сейчас и диссертации соискатели пишут не сами, и защищают не свои идеи.
Может быть, слишком много грамотных людей не нужны обществу? Количество лиц с дипломами о высшем образовании не соответствует потребностям государства. Спросите бабушек и дедушек, много ли дипломированных специалистов сразу после ВУЗа не приступали к работе по специальности, а работали на рынке во время их молодости?
[Ответить ]
28.05.2010
Тема моего дипломного проекта : « Высокотемпературная каталитическая очистка от оксидов азота в производстве азотной кислоты». Конечно такая тема не новая, но это не значит, что мой руководитель (не последний человек в науке — его изобретениями пользуется практически весь мир) или я не работали над проектом. Ведь наука не стоит на месте. Я сказала, что писала дипломный проект по диплому, но это не значит, что списала, чувствуете разницу? Наш проект включал в себя экономическую часть, программу на ПК, экологическую часть, чертежи и основную. Так что, сами понимаете работа 86года могла мне дать направление. Точно также, как и многим другим студентам и ученикам чужие курсовые и рефераты. Я хотела сказать, что использовать чужие работы и проекты — это не постыдно, а наоборот хорошо, ведь обдумать и пропустить работу через себя — надо уметь. Вы же пользовались чужими работами для защиты своего диплома — книги, расчеты, проекты, правильно? Ни одного изобретения за последние 1000 лет не произведено на пустом месте, всегда берется за основу те знания, которые уже есть, те изобретения, которые уже совершили. Так что ваши взгляды на эту тему спорны.
Наши родители и бабушки с дедушками шли работать по специальности потому как после института были распределения на предприятия. Тогда и уверенности было больше в завтрашнем дне, и время было другое, и государство, да и тема это вообще другая, так что не стоит ее и поднимать.
[Ответить ]
28.05.2010
даже в нынешнем интернете я нахожу то, что ищу. При одном условии — оно действительно есть в сети. поисковики — всего лишь инструмент. да, благодаря СЕО мусора сейчас полно, но правильно составленный запрос позволит найти искомое с гораздо меньшими затратами чем поход в библиотеку (в которых сейчас с каждым днем все меньше информации недоступной в тырнетах). Бессмысленно предъявлять претензии поисковикам — они дают качественный поиск. даже если взять описанный в комментарии случай:
«Представьте себе литературное произведение какого-то классика, написанное с учетом продвижения и плотности ключевых слов (непременно выделенных).
Представьте себе серьезный научный труд написанный по правилам продвижения к выдаче на первой странице поисковика. Жуть! Вот и получается, что нормально созданное давно и без правил для роботов произведение вы никогда не найдете, пользуясь поисковиком того же Яндекса. На первой странице будет нечто слизанное у кого-то без упоминания авторства, да еще и с перевранными фактами. Вот об этом я тревожусь! Истинные ценности знаний заменяются фальшивками.»
Это делается не так
Необходимый файл запаковывается в архив, а страница, на которой он находится уже насыщается ключами: Тема текста, автор, название книги и ключи из текста. И нормально он выдается
По крайней мере гуглом. Яндекс я вообще не использую как и мылру — они абсолютно неадекватны... И все чудесно находится
По поводу дипломной работы. Лена использовала данные старого диплома. Я знаю о чем говорю, ибо я видел и старый диплом, и тот, что она защищала. Программный код вообще писался под моим строгим и чутким руководством :D, и был это недетский труд. Но и без него дипломы отличались как небо и земля.
[Ответить ]
28.05.2010
Когда-то давно поиск в интеренете осуществлялся по библиотечному принципу. До сих пор еще остался в HTML-разметке тег META. Потом поисковые роботы стали его игнорировать, а учитывать количество внешних ссылок на документ.
Я бы не стала так уж идеализировать библиотечный каталог. Вы, Светлана, сами пишете, что он должен быть грамотно составлен людьми, а где взять таких людей? Я перестала ходить в уфимские библиотеки после довольно большого числа попыток найти там что-нибудь ценное для своих курсовых и диплома. Какое-нибудь чтиво найти можно, а научной литературы там просто нет (не говорю об экономике и социологии).
Да, ленинка, да еще библиотека МГУ мне помогли, но и там бедновато. Так что интеренет для меня — единственный выход. С опытом приходит и навык отделения «зерн от плевел»
[Ответить ]
28.05.2010
NomadUA, никаких претензий лично к Лене!Как писать программный код мне вообще неведомо, наверное потому и не подружилась пока с роботами. Я говорю об общей тенденции, когда уже в школе «делают рефераты», то есть скачивают из Интернета и выдают за свое. А ведь изначально реферат предполагает демонстрацию умения найти нужные источники информации и самостоятельно переработать ее.
Что надо поменять инструмент поиска — соглашусь с более продвинутыми людьми. Видимо, по привычке, точка поиска у меня начинается с Яндекса.
Вот тут точно не соглашусь! Посмотрите, сколько печатается глянцевых журналов с сомнительным содержанием, сколько бумаги уходит на рекламные газеты, которые просто выбрасываются без прочтения — это просто ужас! Экономим? Леса сберегаем?
[Ответить ]
28.05.2010
Алла, я думаю, Вы сами ответили на вопрос об отмирании института библиотеки: научной литературы в библиотеках просто нет, и нет людей, способных составить грамотное описание. Литературу серьезную перестали издавать практически совсем, либо публикуют мизерными тиражами. Хорошую и нужную информацию на полках сменяет чтиво.
По моей специальности (бывшей) оцифрованной литературы нет, а новые книги не издаются. В то же время музыканты и музыковеды (история и теория музыки, фольклористика и т.п.) очень далеки от компьютеров. Вымирают целые отрасли знаний. Полагаете, так и должно быть? Наверное. Жаль. Осознание потерь может оказаться очень болезненным.
[Ответить ]
28.05.2010
Светлана, в интеренете есть сайты и блоги, посвященные музыке, ее преподаванию и отраслям. Свои сайты есть у многих авторов и исполнителей.
Не думаю, что кто-то или что-то вымирает. Но если я ошибаюсь, то причина вымирания не только в библиотеках или в интернете.
И мне обидно Ваше беспочвенное обвинение: «Вымирают целые отрасли знаний. Полагаете, так и должно быть? Наверное. Жаль. Осознание потерь может оказаться очень болезненным.» Не стоит делать из меня священное животное для отпущения грехов, я такой же человек, как и Вы. Поделилась своими наблюдениями так же, как Вы.
[Ответить ]
28.05.2010
Алла, простите пожалуйста, я вероятно неправильно выразилась. Совершенно не имела ввиду лично Вас! Напротив, мне очень близко Ваше волнение за судьбу русского языка! А о вымирании я говорила на примере своей специальности.
Я — музыковед, преподаватель, критик , лектор. Когда-то были концерты, перед началом которых музыковед-лектор рассказывал что-то о той музыке, которая включена в программу, о композиторах, ее написавших, о музыкальных инструментах и т.п. Сейчас такого уже нет, а о том, кто автор музыки, приходится специально искать информацию. На обложках дисков мы видим только имена исполнителей. На программе «Достояние Республики» многие впервые узнали, кто из композиторов и поэтов является автором замечательных песен прошлых лет. Ради эксперимента спросила молодого человека, который людит слушать Григория Лепса, кто написал песню, которая как раз звучала в его машине. Он уверенно сказал — Лепс. Он, мол, сам пишет и сам поет. А звучала песня Высоцкого.
[Ответить ]
28.05.2010
Понимаю Вас, Светлана. У нас в Уфе на концертах училища и института искусств описанная вами традиция еще сохраняется. Но мне кажется, что лекции эти сокращаются и становятся все более скучными и формальными. Правда, это лишь мое мнение. К тому же, я давно не была на концерте.
[Ответить ]
28.05.2010
Алла, на концертах училища и института искусств, вероятно, лекторами выступают педагоги или студенты? А у нас раньше в филармонии такие концерты были постоянно. Лектор так интересно рассказывал, что на концерт мог прийти неподготовленный слушатель, а уходил, мечтая о следующем концерте. Выполнялась функция воспитательно-образовательная. Не говорю уже о школьных абонементах! Сейчас все сводится к шоу, чтоб было забавно и не напрягать мозги. Это четко видно по составу программ телевидения.
[Ответить ]
28.05.2010
гугл попробуйте- намного эффективнее zib ^) программный код — я имел в виду программу которая в дипломе у Лены делала просчет всего того ужаса, что экологи считают
По поводу школьных рефератов — современная система образования — вообще ужасающа. говорю как человек, ребенок которого учится в школе. реферат мы уже тоже делали
Именно скачали из инета 3 страницы текста распечатали и сдали. А чего еще ожидать было от школьника 9 лет? они еще пишут с трудом и реферат точно не сделают. Но какой-то умник ввел в программу 3 класса реферат — вот все и «написали» как и мы. пускание пыли в глаза
На самом деле доступность инета не является фактором, снижающим образование — преподавателям достаточно зайти на соответствующие сайты и за пару минут проверить сданный учеником реферат на уникальность. Так что с доступностью интернета рефераты должны стать уникальнее и лучше — главное чтобы преподаватели не ленились проверять...
Расход бумаги. Светлана, расширение кол-ва электронных версий книг и журналов однозначно ведет именно к сокращению бумажных. Так что экономия бумаги все равно есть и будет постоянно увеличиваться. Не совсем понятно, каким образом глянцевые журналы и их количество противоречат моему утверждению, что распространение электронных изданий сберегает леса... Это ведь верно — чем больше книг в электронном виде, тем меньше покупают бумажные, а падение спроса неминуемо ведет к падению предложения. Или я уже вообще запутался7
[Ответить ]
28.05.2010
NomadUA, про реферат — это подтверждает моё опасение. Знакомое всем «хотели как лучше», только чего хотели — сами не поняли.
«преподавателям достаточно зайти на соответствующие сайты» — увы, многие учителя вообще не заходят никуда дальше Одноклассников (молодые), а старички вообще боятся Сети. Хотя, возможно, Украина впереди всех продвинулась в этом направлении.
Расход бумаги: экономим на издании качественных учебников, но издается при этом куча красивого информационного мусора. А попробуйте сейчас купить ноты — не найдете!
Перевод на электронную отчетность отнюдь не экономит бумагу, уверяю вас! Каждый бухгалтерский документ кроме электронной версии имеет бумажную, да еще и не в одном экземпляре! Видели современные папки в бухгалтерии? А раньше хватало нескольких конторских книг...
А вот по поводу чтения электронных книг, мне не ясно — где можно узнать статистику? Сколько человек действительно читают в электронном виде нормальную качественную литературу? По бумажным книгам есть хотя бы статистика по тиражам изданий, а где эту можно найти?
[Ответить ]
29.05.2010
Сегодня ждать от людей стремления к знаниям это утопия. Всем нужны не знания, а деньги. Родители не могут внушать детям необходимость учиться для того чтобы хорошо зарабатывать, потому что сами в это не верят. Все прекрасно видят, кто сколько имеет и за счет чего или кого. Знания стоят в сторонке.
[Ответить ]
29.05.2010
Еще лет 5 назад видел своими глазами как преподаватель все того же ДПИ получив реферат сел за комп и начал его по поисковикам гонять
Хотя это скорее исключение. Я был жутко возмущен когда нам такое задание дали- показушина тупая
Не люблю бестолковости а тут именно она. в какой-то мере я с вами согласен что легкость получения инфы из тырнета развращает и искажает процесс учения. Но бороться с этим — нет смысла, просто представителям системы образования пора бы уже вылезти из 19 века. Надо меняться. Вот кстати вспомнил случай. Одна моя знакомая лет 12 назад училась в 11 классе. И при мне попросила у подруги фильм «Война и Мир» — такое классное издание было — фильм, а к нему прилагалась брошюрка- «что в фильме не так как в книге». воть... не надо читать книгу- посмотрел фильм прочел 10 листов брошюры и все — хоть на экзамен
так что и до интернета были хитрости и без него. Зло не в тырнете- он инструмент, и отличное хранилище информации.
Одноглазники и прочие ихмиры я вообще считаю самым страшным злом тырнета, даже страшнее черного СЕО... Надеюсь их скоро правообладатели позакрывают за нарушения
Во какой я добрый
Экономия по бухгалтерии — я в курсе, что там ее и нет. имею опыт работы 2,5 года бухгалтером
А вот по книгам и журналам — есть и легко доказуемо. Светлана, как вы думаете, какова настоящая причина того, что в тырнете за последний год развернулась охота на электронные библиотеки? Я думаю, одна — издатели книг на бумаге перестали получать доход и поняли что книги просто тупо качают в интернете и читают. Статистики нет ни по электронным достоверной ни по бумажным
Вернее какие-то данные есть но веры им нет
А вот популярность программ для чтения на мобилках, смартах и прочих устройствах — растет, и электронные книги (устройства) покупаются все в больших количествах.
[Ответить ]
29.05.2010
Хорошо сказали: «представителям системы образования пора бы уже вылезти из 19 века». Они нас выведут скоро, в век 18-й. Закон Божий вместо астрономии.
«бороться с этим — нет смысла» — не согласна. Бороться выходом на баррикады — конечно, не стоит. Научить читать и влюбить с детства в хорошую литературу по силам любящим родителям, а также бабушкам и дедушкам). Объяснить ребенку смысл слова реферат тоже можно. Показать на примере совместной работы над рефератом как это здорово — самому найти ответ на вопрос и написать его — тоже можно.
Скажу больше: государство сняло с себя ответственность за многое из того, что должно бы контролировать и о чем заботиться. Мы успешно занимаемся самолечением. Будем самообучаться?
Надеюсь, на мой век бумажных книг хватит. Согласна, что путешественникам лучше брать компактный носитель с массой информации.Я же не путешествую, поэтому буду наслаждаться шелестом страниц.
[Ответить ]
29.05.2010
Поздравляю, Светлана, удалось Вам затронуть острую тему, комментарии просто не успеваю читать, но хочу вернуться к нашей с Вами дискуссии. Не будет никто спорить о том, что ворованных и незаконно перепечатанных статей хватает в привычных газетах и журналах. Если печатные издания отображают прошлую эпоху, то нынешнюю отображают электронные. Приходилось в библиотеках искать статьи в старых подшивках и какое было негодование, когда нужных страниц там не находилось, а сейчас как здорово, когда можно найти архивные записи на официальном сайте издания, экономится при этом большая часть времени.
В моей стране глянцевых журналов нет, российские читаем. Сам давно отказался от подписки и покупки традиционных газет и журналов, отдав предпочтение электронным. К сожалению, далеко не все издания имеют электронные версии, поэтому заглядываю в библиотеку полистать подшивку, но делаю это реже и реже. Помогаю иногда распространению изданий, выходящих малым тиражом, среди тех людей, кому компьютер и Интернет недоступны. По мере возможности стараюсь меньше использовать бумаги. Если есть возможность сделать копию документа, то предпочитаю электронную копию. Экономия получилась на всем. А вот отказаться от книги в красивом переплете не могу себя отучить, захожу в магазин и всегда что-то найду, что очень хочется полистать. Стараюсь покупать только, то что действительно будет использоваться. Трудно устоять от хореших книг и альбомов по искусству, все же хочется материально потрогать.
Художественная литература в привычном исполнении не умрет, как не умер театр, живопись. Есть вещи, которые стали классикой и всегда к классике приятно прикасаться в том виде, в каком она зародилась. Но бывает придет в голову стихотворение и набираешь строки в поисковике. В традиционной библиотеке таким образом произведение не найдешь. Обидно очень, когда встречаешь стихотворение у кого-то в ЖЖ, а автор неизвестен, тогда использую Гугл и что — выдача несколько сотен страниц и автор неизвестен. С одной стороны хорошо, что чей-то труд становится достоянием народа, но за автора обидно. Поэтому от блоггеров тоже зависит что и как подают. Хотелось бы выразить солидарность со многими читателями, особенно с NomadUA, но как-нибудь сам напишу пост о том, что думаю по поводу образования, давно назрел.
[Ответить ]
29.05.2010
Вот, кстати, Мечислав упомянул еще один плюс электронных изданий — удобство поиска по самой книге. если писать какую-то работу с использованием множества источников- электронные версии весьма экономят время и нервы. Не знаю... мне тоже нравится держать бумажную книгу в руках — но опыт последних покупок весьма печален — книги просто не дочитал — стоят пылятся. еще от одного приобретения меня спасло то, что денег не хватило — такой раскрученный писатель Сергей Тармашев... Его трилогия стоила 270 грн около 50$ если не ошибаюсь -все-таки больше года прошло... Потом скачал в инете, прочитал 50-100 страниц и бросил — мне неинтересно. Вот в электронном виде обычно книга стоит 1-3$ В бумажном значительно дороже. Речь идет об официальной покупке конечно электронки не о пиратском скачивании. Это еще один + именно электронки- доступность. Думаю художественная литература в бумаге не вымрет, но объемы печатания упадут значительно... А может и вымрет — очень уж удобно читать их в «читалках»...
[Ответить ]
29.05.2010
Мечислав, говоря о ценности знаний, я не думала о газетах. Меня интересуют научные знания, как основа для образования человека ради прогресса общества и формирования личности. Газеты и новостные выпуски в Интернете стали желтее и скандальнее, и еще более тенденциозны чем раньше. Я им не верю, потому практически не читаю. Редкая тема затрагивает так, что хочется копнуть глубже. Меня очень волнует содержание школьного курса, как фундамента. Без крепкого фундамента здание не устоит, и никакой надстройки не построить.
С вашими последними доводами спорить не буду: действительно, поиск внутри книги благодаря гиперссылкам упрощается фантастически. Экономия времени в таком случае колоссальная, факт.
NomadUA, «раскрученных» писателей я не читаю. Знаю, что их раскручивают как и нынешних «звезд» эстрады — работает коллектив заинтересованных раскрутчиков-продюссеров. Нынешние модные писатели этот тот же шоу-бизнес. Из художественной если возьмусь что-то почитать новое, то только по личной рекомендации уважаемого человека, которому доверяю как лицу незаинтересованному.
Интересно, рекламных газет, листовок, журналов, которыми набивают наши почтовые ящики, в Беларуси и Украине столько же как у нас, или реально экономят бумагу?
Сегодня в Школе Жизни появилась статья «Разучится ли человечество писать благодаря компьютеру?». Символично.
[Ответить ]
29.05.2010
Сейчас рекламного спама в ящиках и промоутеров поменьше. Но все равно много. Дело в том, что это же реклама и никакого отношения к книгам она не имеет. Я хочу сказать — что ее кол-во не уменьшится независимо от наличия/отсутствия электронных библиотек. Это уже отдельная тема для большого поста немного длругой направленности
[Ответить ]
29.05.2010
Светлана, помню то время, когда зачитывались «Новым миром», «Роман-газетой», в журналах «Наука и жизнь», «Наука и техника» публиковались очень интересные материалы, используемые для работ. Нельзя было не читать газет, рассказывающих о премьерах, культуре, литературе и искусстве. Формат газеты и журнала позволял быстрее чем книга донести до читателя информацию. Сейчас это успешно делает Интернет, по быстроте с ним ничто не сравнится. А самое дорогое, что у нас есть — время, которое легко сэкономить открывая страницы.
Не знаю, как в Минске, но в Гродно ящики рекламой забивают очень мало, а у меня дома она бывает только к выборам.
Зато на электронку спама немеренно приходит, независимо где живешь.
[Ответить ]
29.05.2010
Библиотеки закрывают, а потом едет гуманитарный автобус с передвижной библиотечкой в пару сотен книг по деревням — это уже не очень приятно: за тебя уже всё выбрали, что ты можешь воспринимать, что слишком сложно. А ведь в деревнях нет порой не то что интернета, а и обычной связи. Где детям оттуда брать информацию? Хотя для обладателей доступа к инету всё проще, но читают уже по диагонали, а не вдумчиво перечитывая.
[Ответить ]
30.05.2010
Соглашусь со Светланой, что информация падает в цене. И это политический ход, в общем-то. Незаметно и исподволь приучают молодежь к тому, что не обязательно думать, за них подумают другие. Когда еще Носов свою сказку придумал «Незнайка на луне»! Про остров дураков... Так что можно спорить до бесконечности, а истина может так и остаться нераскрытой.
[Ответить ]
30.05.2010
Мечислав, Вы сами назвали те самые издания, которые делали читателей умнее. Могу добавить еще свои любимые журналы «Юность» и «Знание-Сила». Знаете какие у них были тиражи? Это были массовые издания. Что пришло им на смену?
shusha, верно говорите: Интернет еще не везде доступен, он у многих очень медленный и порой очень дорого стоит. Подписка на журналы и газеты позволяла получать их независимо от местоположения, удаленности поселка от столицы.
zlatakrona, Вы верно отметили: многие не понимают, к чему эта тенденция ведет. Если раньше мы учились грамотно говорить и правильно ставить ударения через дикторов телевидения, то сейчас основное эфирное время занимают ток-шоу. То, Что и Как там говорят, способно убить культуру общения (все орут никого не слушая) и похоронить русский язык окончательно.
Я не пытаюсь сказать, что тупеет всё общество! Есть умнейшие люди, в том числе молодые. Но они такие не благодаря, а вопреки.
[Ответить ]
01.06.2010
Так чем закончился этот конкурс? Впоследующих постах ответа не нашел.
[Ответить ]
01.06.2010
Мечислав, итоги конкурса, условия которого были в заметке «Свобода интерпретации, или творческое безобразие», будут опубликованы 5 июня.
[Ответить ]
02.06.2010
Какой прекрасный разговор тут ведётся!
Только я что-то совсем запуталась
Знания стали доступнее, поэтому их ценность падает? Или посещение (чуть не написала посещаемость
СЕО, чтоб его!
) библиотек как-то сказывается на умственном развитии?
Знаете, у меня есть возможность наблюдать за процессом обучения в Японии. Господи, как же мы отстали! Какой поисковик? Какие рефераты??? Человеку на айфон приходит вопрос по английской грамматике, он СМСкой на него отвечает и получает баллы, которые автоматически заносятся в электронный журнал.
Про книги. Студент читает книгу (бумажную или электронную — неважно) и отвечает на целый список вопросов по ней на своей электронной страничке, его баллы видят не только учителя, но и другие студенты. Видели бы вы какие электронные дискуссии разгораются там в комментариях к прочитанным книгам
21-й век на дворе, но, Боже мой, как мы отстали
[Ответить ]
02.06.2010
Олли, то, что Вы говорите о Японии — это то к чему мы должны стремиться. Однако, у нас сами знаете, хотели как лучше, а получилось...
Совершенно идиотские формы «обучения» под видом осовременивания — это шаг назад. Дети еще не научились свои мысли хоть как-то формулировать в письменном виде, а «пишут» рефераты — то есть приносят скачанные старшими из Интернета.
Дело не в форме (на бумага или электронно носителе), а в содержании. Ценность знаний падает потому, что они остаются невостребованными. Получив диплом за денежку, или отсидев очередь в институте, сдавая написанные кем-то курсовые, человек потом даже не работает по специальности. Он просто не нужен. Может, происходит перепроизводство липовых специалистов?
Нынешняя наша система образования ведет в тупик. Мы с каждым днем отстаем все больше и больше, а бодрые рапорты чиновников о повальной компьтеризации всей страны меня не убеждают.
[Ответить ]
02.06.2010
Вспомнил в тему. Когда я поступал в ДПИ (Донецкий политехинститут) меня старшекурсники научили такой расшифровке: ДПИ ДеревоПерерабатывающий Институт (получают «дубы» а выпускают «липу»)
[Ответить ]
17.04.2011
Знания как всегда были в цене, так и останутся востребованными.
[Ответить ]