Оспаривая афоризмы
10 книг, без которых я не могу чувствовать себя счастливым человеком – так я могла бы назвать рассказ, если бы взялась составить свой список, проанализировать его и опубликовать по правилам, предложенным организатором замечательной эстафеты 10 любимых книг
Многие участники уже показали, чем они увлечены сейчас, какие книги помнят с детства, и какие помогают им решать насущные проблемы. По составу такой любимой книжной полки можно лучше узнать ее хозяина, это факт. Кстати, а все ли супруги уверены, что знают о любимых книгах партнеров или своих детей? То-то! Половина книг из списка моего мужа оказалась для меня открытием.
Я обязательно постараюсь прочесть эстафетные посты о любимых книгах, и наверняка встречу там и старых знакомых и совсем новые для меня имена авторов. Я люблю читать хорошие книги, и пока не испытываю в них недостатка, как некоторые:
— Книгу писать буду
— Зачем?
— Читать нечего...
С этой мыслью можно поспорить, а можно признать правоту автора. Действительно, нет универсальных, интересных и полезных всем, книг. Нет и таких, которые все без исключения готовы забросить подальше, как самые бесполезные книги. Например, мне муж рассказывал, что у них на судне была специальная «снотворная» книга. Если человек очень устал, нужно быстро заснуть а сон не идет, достаточно начать читать эту книгу, и на третей-четвертой странице мозг выключается, приходит глубокий сон. Тупая и скучная книга имела исключительную полезность!
Недавно на блоге современного писателя Дениса Чекалова появилась провокационная статья о вреде чтения и пользе компьютерных игр «ДЕТЯМ ВРЕДНЫ КНИГИ?». Любопытно, что среди комментаторов оказалось не так уж мало тех, кто продемонстрировал правоту автора афоризма:
Цитирую:
«Все таки, книги постепенно уходят в прошлое и заставлять их читать, то же самое что учить старославянскому языку!»
Похоже, уже есть «положительные» результаты от внедрения новых подходов к образованию. Как сформулировать то, что происходит вокруг не умея анализировать и не понимая происходящего?
Хочу предложить для оценки собственную версию того, чего добиваются реформаторы: создать новую школу, работающую под девизом больше помнить – меньше понимать. Именно такой подход приветствуется, пропагандируется и тиражируется всевозможными конкурсными играми на TV и в школах. Обилие запихнутых в голову фактов не приносит настоящего знания, потому что этими фактами не умеют оперировать, сопоставлять и делать выводы. Но если этому не учат в школе, какое будущее ждет людей следующего поколения, питающегося «культурой» из зомбоящика?
Я не буду ничего рекомендовать для чтения. Взрослые люди сами вправе решать, какие книги им нужны. Однако, присмотреться к золотым десяткам избранных книг, все-таки стоит. Вдруг среди них есть та, что сделает вас самым счастливым человеком в мире?




30.03.2011
Светлана, мне нравится «больше помнить – меньше понимать» как девиз новой школы. Добавлю, это не только школы касается. Переизбыток информации, калейдоскоп из кусочков, ничем не связанных, загружает мозг и делает из людей образованных идиотов.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
марта 31, 2011 at 9:42
Образованные идиоты — идеальное определение современных чиновников,в том числе и от образования.
Заботиться о будущем путем закрывания школ и детских библиотек? Очень «мудрое» решение!
[Ответить ]
30.03.2011
Пожалуй, это верно. Как только заговорили о сокращении числа предметов для старшей школы, все забили тревогу. Место, которое освободится, будет заполнено другой, куда менее безвредной информацией!
Замечаю, как много издается всяческих цитатников. Значит, пользуется спросом подобная литература. А какой в ней толк — никак не пойму. Кусочки чьих-то мыслей, вырванные из контекста, не более.
[Ответить ]
Moriarty Lecter Reply:
марта 31, 2011 at 0:32
Ну иногда цитатники нужны к месту
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
марта 31, 2011 at 9:33
Из сборников афоризмов иногда удобно выуживать фразы для эпиграфов.
Меня больше смущает количество справочной литературы, с подобранными ответами на любые вопросы. Ничего не надо искать самому или додумывать: бери готовое и не задавай вопросов, на которые еще не придумали ответы умные люди. Детей лишают радости познания, они привыкают пользоваться справочниками вместо экспериментирования.
[Ответить ]
Mik Reply:
апреля 1, 2011 at 2:08
Пользовался в школе такими книгами типа «В мире мудрости», тогда обязательно нужно было писать сочинения с эпиграфом. Встретив понравившуюся фразу очень хотелось ее найти в первоисточнике. Это был стимул для чтения некоторых произведений. Иногда оказывалось, что фраза, вырванная из контекста имела совершенно иной смысл. Так что не всегда подобные сборники имеют только негативную сторону.
[Ответить ]
31.03.2011
Моей самой любимой книгой являются Басни Крылова... там всё прописано, и самое интересное, что они не потеряли актуальность и в наши дни, а даже наоборот...
Создание новой школы, работающую под девизом больше помнить – меньше понимать — это полный фуфломицын... Информация без её осознания и понимания ничего не стоит... Попугаи тоже говорят человеческими словами... а смысл в этот какой?
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
марта 31, 2011 at 9:28
Мне ближе басни Эзопа. Перевод в стихи их не улучшил, на мой взгляд.
Шаман, вся новая информация об успехах модернизации и причинах провалов в каких-то областях — настоящий фуфломицин.
Если голова не умеет думать, что делать остальным органам?
Современная имитация бурной деятельности напоминает агонию умирающего: человек куда-то стремится, ему даже кажется, что он бежит, а на самом деле делает последние судорожные движения. Так моя бабушка перед самой смертью всё торопилась успеть на поезд.
Вся исходящая «сверху» информация свидетельствует о том, что только они видят тот самый поезд. Однако, рельсов-то нет!
[Ответить ]
Шаман Reply:
марта 31, 2011 at 9:46
Светлана... Я Вам должен сказать — катастрофически не хватает Сталина, ему пора бы и возвращаться — порядок бы был это уж точно и Россию бы уважали... а не грабили.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
марта 31, 2011 at 10:03
Поздно. Уже не поможет, даже если случится чудо воскрешения. Восстановить утраченное доверие стократ труднее, чем потерять его бессмысленными метаниями из крайности в крайность.
Я полагаю, что из нынешней ситуации выхода вверх просто нет. Будет полный крах, утрата самостоятельности, долгие годы иноземного ига, а возрождение начнется как подпольное сопротивление. Если планета к тому времени уцелеет, конечно, то через сотню-другую лет начнется новый виток развития. Вот для этой отдаленной светлой цели надо предпринять титанические усилий по сохранению культурного наследия. Кто знает, как бы шло развитие, сохранись Александрийская библиотека, библиотека Ивана Грозного и другие утраченные источники?
[Ответить ]
Шаман Reply:
марта 31, 2011 at 10:08
Не очень привлекательный сценарий, и радует только то что мы это уже не застанем... хотя как знать...
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
марта 31, 2011 at 10:12
Не знаю, не знаю. Но Третья Мировая фактически началась, хоть не все еще это поняли.
[Ответить ]
Шаман Reply:
марта 31, 2011 at 10:15
Всё дело в том, что Американцы — что хотят то и творят, при Советском Союзе и особенно при Сталине такого бы не было...Безнаказанность порождает вседозволенность...
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
марта 31, 2011 at 10:30
Не думаю, что только в этом беда. Для выживания человечества нужен не страх, а умение договариваться и желание совместными усилиями решать проблемы. Последняя катастрофа это доказывает. Кто-то сочувствует японцам, готов предложить гуманитарную помощь, а кто-то злорадствует (так им и надо!). В то время, когда надо было бы все средства и силы бросить на ликвидацию последствий, не считаясь с затратами, чтобы выбросы радиации не погубили еще неродившихся детей, НАТО бомбит Ливию.
[Ответить ]
Шаман Reply:
марта 31, 2011 at 10:33
Сытый голодного никогда не поймёт и договариваться не будет... это правда моё личное мнение.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
марта 31, 2011 at 10:35
Вот потому-то и у меня столь пессимистический прогноз относительно будущего.
[Ответить ]
Шаман Reply:
марта 31, 2011 at 10:38
Я тоже в расстройстве...
[Ответить ]
31.03.2011
C цитатой Лема согласен полностью. Это не фантастика, а наша жизнь. Чем моложе человек, тем больше разрыв между знанием и пониманием. Много фактов запоминается автоматически, а пользы от этих знаний ноль!
Вы верно говорите, нам вколачивают в мозги массу самых разных сведений,
чтобы не оставалось времени на осмысление творящегося вокруг нас безобразия. Скажите, какая польза от знания факта сколько чашек кофе выпивают в день все жители земли? О «культуре», навязываемой нам телевидением и радио, вообще умолчу. Для того, чтобы чувствовать себя не идиотом, а полноценным человеком, нужно читать хорошие книги.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
марта 31, 2011 at 18:58
Остается надеяться на лучшее, сохранять хорошие книги и учить детей их читать. Когда в голове нет мусора, есть простор для собственных мыслей.
[Ответить ]
01.04.2011
Спасибо огромное,за ссылку на мой пост с контрэстафетой о 10 «любимых» книгах.
Многие испытывают трудности с написанием 10 любимых книг, а уж тем более с десяткой для альтернативной эстафеты. Читая некоторые списки вспомнил массу книг, которые просто приносят вред, придется свой список «любимых» книг продолжить. Елена ( Ms Legko)хочет провести анализ книг попавших в списки людей разного возраста, думаю, что таким же образом можно оценить книги, попавшие в альтернативный список. Я жду еще одного участника контрэстафеты для первого обзора. Интересно, что есть одни и те же книги, которые у разных авторов попадают в разные списки. Надеюсь, что за этим списком сможете проследить хотя бы в моих обзорах.
[Ответить ]
Lilu Reply:
апреля 1, 2011 at 9:17
Mik, это вполне естественно, что «есть одни и те же книги, которые у разных авторов попадают в разные списки».
Знаете же, что есть люди, не читающие ничего, кроме вывесок и глянцевых журналов?
[Ответить ]
Mik Reply:
апреля 1, 2011 at 16:15
Lilu, а еще есть люди, которые читать не умеют, они только пишут.
Пишут на заборах, на стенах, некоторые подобное письмо в блоги даже перенесли. А потом, чтобы их читали спамят и флудят в комментарии, выражая восхищение того, чего не читали.
:-)
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
апреля 1, 2011 at 16:22
Mik, я читала в Сети серьезные признания блогеров, которые пишут, что кроме блогов ничего не читают, и уверены, что именно там следует искать свежую честную информацию, а на старые книги вообще не стоит тратить время.
[Ответить ]
Mik Reply:
апреля 1, 2011 at 16:34
Светлана, так и я о том же, хуже всего, что таких блоггеров знаю не только виртуально... :- (
[Ответить ]
05.04.2011
Согласна с вами: многие книги по школьной программе буквально «запихнула в голову». Сейчас читаю, к сожалению, не много.
Однажды поразила книга ( не помню автора ), читала её и от страха мурашки бегали по коже. Сидела рядом с родителями, чтобы дочитать до конца!
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
апреля 5, 2011 at 17:11
Сейчас дети не просто мало читают, а читают очень поверхностно, не вникая. Их натаскивают на скорость чтения и умение запоминать, но никто не занимается тем, чтобы привить любовь к слову, чувство ритма речи.
Я сама видела, как лихo пролистываются описания природы в поиске продолжения сюжетной линии. Экшн — всё, лирика — ничто. Вот с таким девизом бегом, мимо шедевров настоящих к полкам дешевых подделок, и с попкорном в кино на голливудские блокбастеры. И всё дальше от культуры.
[Ответить ]
Mik Reply:
апреля 5, 2011 at 18:03
Светлана, очень тяжело измерять пользу чтения лирических отступлений или сосредоточения над пониманием действия. Это настолько абстрактные понятия, что никто не даст однозначного ответа, что есть хорошо, а что наоборот.
И еще, очень неожиданным оказалось, что Вы решили оказать только информационную поддержку в эстафете «10 любимых книг». Неужели настолько сложно представить 10 лучших друзей, которые книги? Уж не говорю об контэстафете, предложенной мною, где слово любимые взято в кавычки.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
апреля 5, 2011 at 18:28
В этой эстафете я предпочитаю оставаться сторонним наблюдателем и болельщиком. Однако, свой список того, что уже захотелось прочесть новенького под впечатлением отзывов, я составляю.
Mik, вы знаете, что воспитанные дети из хороших семей сейчас под воздействием взрослых и послушного «надо» читают не книги, которые трогают за душу, а лишь справочно-энциклопедическую литературу? Они не читают художественную литературу, потому что не получают удовольствия! А удовольствие приходит через ощущения, эмоции вызываются погружением. Однако, современные реалии лишают их возможности уйти в мир фантазии.
[Ответить ]
05.04.2011
Светлана, а почему такое скромное нежелание огласить свой список любимых книг? Думаю, что очень многие читатели хотели бы узнать о Вас по Вашим друзьям. Если же не хотите участвовать в эстафете, как конкурсе, потому что именно так объявлена данная акция, то можно написать внеконкурсный пост.
А из того, что предложили другие можно уже смело читать, а не в список собирать.
Светлана, я был очень невоспитанным, читал книги, которые хотел читать, некоторые вынужден был читать под принуждением, мой список «любимых» книг читали. Пришло время и я прочитал Достоевского, при всей ненависти к «Преступлению и наказанию», которое заставили читать в школе, его романы «Братья Карамазовы», «Идиот» и «Белые ночи» стали одними из любимых книг. Мне стыдно, что я не читал «Войну и мир» Толстого и в ближайшее время не планирую взяться за нее. Так что ощущения и эмоции — понятия относительные. И нельзя сказать о невежестве тех, кто не читает книг, потому что найдутся сотни примеров невежд, прочитавших лучшие произведения классиков и современников, но не уважающие старших, слабых, беспомощных и бессильных.
[Ответить ]
06.04.2011
Согласна, что «найдутся сотни примеров невежд, прочитавших лучшие произведения классиков и современников, но не уважающие старших, слабых, беспомощных и бессильных». Это потому, что читали для «надо», «заставили», когда чтение не затронуло душу. Поэтому нельзя заставлять.Хороший учитель способен так подать, заинтересовать, даже заинтриговать, что «Мертвые души» в школе будут восприняты как гениальное творение, вызывающее огромный отклик. Помните, как в фильме «Доживем до понедельника» учитель истории (Мельников — Вячеслав Тихонов) вел урок? А когда с таким подходом литература? Жаль, таких учителей остаются единицы, а новое поколение бодро пишет отчеты об охвате.
[Ответить ]
17.04.2011
Спасибо, Светлана, за статью, за внимание к конкурсу.
Спасибо за Ваше НЕравнодушие. Ваши статьи читать всегда (или почти всегда) очень больно. Наверное, поэтому я не оставляю комментариев.
Однако, в каждой теме есть две стороны. Не буду вступать в полемику. Просто озвучу несколько своих мыслей...
Можете считать это «страусизмом», но если я не могу изменить мир, я могу изменить своё отношение к нему. И в Советском Союзе было немало дурного. И сейчас существует много хорошего. Не бывает только белого и черного. Есть и яркие краски, и грязные размытые полутона...
Я не могу повлиять на всё поколение, но если мой сын впитал (не был воспитан, а именно впитал) чувство патриотизма, умение сопереживать и уважать, наверное, моя жизнь прожита не зря.
Делай то, что МОЖЕШЬ, с полной отдачей, остальное всё равно свершится без тебя.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
апреля 17, 2011 at 23:50
Я не могу пройти мимо интересных и полезных инициатив, и по мере сил их поддерживаю. Что я могу сделать? Хочется надеяться, что кто-то хотя бы задумается, насколько возросла ответственность родителей за будущее своих детей именно сейчас, когда вроде бы налаживается материальная сфера жизни. Если не говорить о другой стороне медали, у подрастающего поколения сложатся представления о мире таким, как его показывает телевидение, самый мощный воспитатель, а это страшно!
[Ответить ]
18.04.2011
Промежуточные итоги конкурса “10 книг”, продолжение
[Ответить ]