О песне в душе, которая помогает творить
«В нашей семье 6 человек. Традиционно мы каждому отмечаем день рождения, как полагается, с тортом, свечками и подарками. Я пеку 6 тортов всего 3 раза в год. Как мне это удается?» (Загадка автора гостевого поста)
Ирина Чирашня по моей просьбе написала статью-размышление о своих методах воспитания. Ей есть чем поделиться, потому что в ее семье четверо детей, и это прежде всего счастливые дети.
Какими вы хотите видеть своих детей? Ради чего вы изучаете и применяете методики раннего развития? Меня удивляет, что некоторые мамочки устраивают соревновательную гонку для своих малюток, стремясь опередить время, лишая детей естественного и радостного освоения мира. Можно ли иначе воспитывать детей, чтобы подготовить их к жизни в современном мире? Читайте:
Мэри Поппинс, прощай!
Когда мне было 14 лет, как только мама уходила по делам, я вытаскивала из её шкафа платье и шарфик, и представляла себя великолепной и идеальной Мэри Поппинс, пританцовывая под песню «Леди Совершенство». Это воспоминание о самой лучшей воспитательнице на свете сохранилось в сердце и во взрослой жизни, когда я сама стала мамой.
Когда мы искали няню для второй пары малышей, я, не задумываясь, дала вот такое объявление: «Счастливая веселая семья с двумя парами двойняшек будет рада познакомиться с энергичной, оптимистичной, любящей детей няней со здоровым чувством юмора. Хмурые, безрадостные и унылые «тёти» с нами не уживутся. Ждем звонка от нашей Мэри Поппинс!»
Но вчера мой миф о героине детства был полностью развеян. Я больше не верю образу Натальи Андрейченко и даю себе слово не быть похожей на русский вариант известной английской няни-волшебницы.
Я задорно предложила детям в обнимку посмотреть любимый фильм детства мамы и папы. Несмотря на мой энтузиазм, через час дети сказали, что на английском фильм веселее. Они пытались выразить то, что с удивлением открыла для себя и я – английский вариант добрее.
Старые добрые песни по-прежнему звучат очаровательно, но как безмерно строга русская Мэри Поппинс! Холодок идет по спине от ее взгляда на детей и строжайшего приказного тона тюремной охранницы: «Еще одно слово из этого района, и я позову полисмэна!» Этот сверлящий детей взгляд и строгие запреты – не что иное, как бывший русский стереотип воспитания детей.
Но несмотря на образ типичной советской воспиталки, текст в вольном переводе Заходера всё же передает волшебную магию творчества и фантазии. Вчера я окончательно поняла, что больше всего в книге английской писательницы П. Л. Трэверс меня пленила мечта о том, чтобы взрослые умели оставаться детьми.
Что важнее в детстве – бегло читать в 4 года или сочинять свои собственные сказки? Насколько нужно для настоящего успеха в жизни уметь быстро считать в уме к пяти годам? Почему мы так надеемся, что наши гениальные отпрыски опередят в развитии детей наших знакомых, и гордимся памятью и знаниями наших крошек, глядя на них, стоящих на «табурете славы» посреди салона?
Я не претендую на единственно правильное решение в воспитании, но я так надеюсь, что мои дети никогда не разучатся мечтать и любопытствовать. Они не стесняются выйти погулять в образе Супергероя или Принцессы, ведь рядом идет мама в костюме феи с крыльями. «Куку?» — покрутят некоторые пальцем у виска, и я скорее соглашусь с ними, да, немного «куку», но это так здорово!
Я вожу детей на уроки замечательной учительницы, которая погружает их в мир истории, географии, занимательной математики и языка. А свою задачу я вижу в том, чтобы поддержать их природную фантазию и эксперименты. Если дети никогда не выбегают вместе с мамой счастливо попрыгать по манящим лужам, будут ли они радоваться брызгам дождя, когда вырастут?
Недавно моя старшая дочка Ноя посмотрела на красивые низкие облака, и спросила: «Мама, я хочу покататься на этих облаках. С какого возраста можно?» Я знала, что все равно она настоит прокатиться, поэтому спокойно ответила, что с трех вполне разрешено.
Дети тут же сочинили мне историю о том, что в облаках живут две феи – Фея Пушистых Облаков, которая лепит их них зверей, и Фея Дождливых Туч, которая метлой сбрасывает на землю дождь. Когда мы доехали до дома, тучи сгустились, и дети сообщили мне, что они только что видели на небе краешек метлы, поэтому ждать дождя. Они все натянули резиновые сапоги в середине лета и достали зонтики, танцуя под Ноину песню, сочиненную на ходу:
Rain, rain, Go away,
Come to ме another day,
Come and shine, come and play,
Come to me another day!
Come to flowers, come to neighbors,
Make for me a lot of rainbows.
Мои маленькие принцы и принцессы не понимают, что за нашими ежедневными театральными читками, кукольным театром и костюмированными сказками стоит моя теория первичности воображения. Но каждый день, сами того не ведая, они подтверждают её своей неугомонной любознательностью.
Если дети утащили глиняный горшочек и мед, это неспроста! Значит, они что-то проверяют. После сопереживания Али-Бабе из известной сказки, мои маленькие экспериментаторы наутро решили проверить, как именно Фатима узнала о золотых монетках невестки. Дети открыли копилку и засыпали смазанный мёдом горшочек горсткой пенни, весело потом вытряхнув «золото». Не это ли лучший подарок маме, воспитывающей детей сказками?
Я хотела бы стать для своих детей бесподобной английской Mary Poppins , учащей их мечтать и творить, улыбаться и видеть необычное в обычном. А строгой русской Мэри Поппинс, так волнующейся за «правильный процесс» я говорю: «Прощай!» Хотя иногда она все же прорывается наружу, ведь идеальных мам нет, и я не исключение.
Однажды после визита к друзьям маленькая Мика с укоризной мне сказала: «Ты зачем на меня кричала?» Я изумилась: «Да когда это я на тебя кричала?» А она очень тихо мне с расстановкой ответила: «В гостях и кричала!» После моей просьбы пояснить, она вдруг вытянула губы малюсенькой трубочкой и тонко пропищала: «Быстро убираться всем!!! Быстро убираться всем!!!»
Учиться гораздо интереснее, если это творческий процесс, а творить помогает песня в душе, когда она звучит без напряжения и излишней назидательности. Танцуй, даже если нет музыки, улыбайся, даже если рядом нет клоуна. А иначе мир тускнеет.






13.07.2011
Ничего себе программа: ежедневные театральные читки, кукольный театр и костюмированные сказки. И это всё — одна мама? Фантастика! Иду знакомиться с Ириной и ее звездочками.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июля 14, 2011 at 7:23
На блоге Ирины не найти готовые рецепты или советы «как». Она наблюдает, размышляет и втягивает читателей в это дело совершенно ненавязчиво. Этим меня и подкупил ее блог. Не должно быть штампов в воспитании!
[Ответить ]
14.07.2011
Молодцы!
Интересно как папа принимает участие в воспитании детей?
Это же сколько нужно находить сил, чтобы после работы уделить каждому свой кусочек внимания!
[Ответить ]
Ира Чирашня Reply:
июля 14, 2011 at 11:14
Валерий, без активного участия папы мама давно бы загнулась:) Сил надо много, нет сомнений, но я недавно прочитала интересную мысль писательницы Карен Браун о том, что дети занимают 100% нашего свободного времени, и не важно, один, два или три ребенка. Так что и у нас на четверых уходит не более, чем 100% нашего свободного времени:)
Проблема того, как уделить каждому особое внимание для меня самая болезненная, Вы задали отличный вопрос! Каждый ребенок законно хочет свое личное время со мной, и его сложно выкроить.
Мы часто с мужем делимся на «старших» и «младших» — чтение книг на ночь одновременно в разных комнатах по возрастам. Вот вам пример участия папы — так можно уделить всем больше внимания и легче поддержать интерес к чтению. Так что «работаем в паре», как отлаженная команда:)
Lilu, спасибо за комплименты. Но если честно, я просто совсем не знаю, как оно, быть с одним ребенком. Поэтому ничего «героического» в своей жизни не вижу
А что вам кажется важнее — поддержать огонек любопытства игровым обучением или академическая система?
[Ответить ]
14.07.2011
Точно-точно, Мэри Поппинс злая.
Она никогда мне не нравилась.
А помните, кто там лучше всех общался с детьми? Дядя-неудачник.
Типа, песни поёт, с детьми ладит — конченный человек.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июля 14, 2011 at 14:24
Я на эту тему не задумывалась вообще. Мне в фильме понравилась музыка и песни, а саму сказку и ее настроение фильм оказался не в состоянии передать. Сказку читала в журнале «Пионер», частями. Фантастика — разговор близнецов.
У меня есть вопрос к Ирине, но даже не знаю, можно ли узнать, как им с мужем удалось обзавестись двумя парами разнополых двойняшек? Может быть, Мэри Поппинс помогла?
[Ответить ]
Ира Чирашня Reply:
июля 15, 2011 at 4:03
Олли, у тебя всегда необычные наблюдения! И правда, я сама никогда об этом не задумывалась, дядя, который «не от мира сего», музыкант-песенник, не желающий есть овсянку по свистку, ближе всего детям! Сразила!
[Ответить ]
Maria Trudler Reply:
сентября 14, 2011 at 15:46
Я хотя тоже танцевала под песенку Мэри Поппинс в детстве, но симпатичен мне все-таки был дядя. Именно он — по-настоящему и любил детей. А все остальные их воспитывали. Я против строгости, я за — свободу!
Меня сразила история с облаками. Вот это творчество! Мама — чудесная фея, детки — с такой волшебной фантазией, с желанием играть и придумывать свои сказки. Замечательно!
[Ответить ]
14.07.2011
Академическое обучение хорошо для старшей школы, а для малышей безусловно больше подходит Ваша система.
Развивая любопытство и поощряя творческие проявления, родители закладывают самое необходимое для серьезного образования в будущем. Преждевременное, форсированное обучение чтению, письму, арифметике дает обратный эффект. Таким детям скучно в школе. Вижу на примере своей племянницы. К школе была готова на 200%, а после первых дней терпеть не может не только школу (с одноклассниками с трудом контактирует), но и весь учебный процесс. Ей скучно до зеленой тоски. Нет возможностей организовать ей домашнее обучение, обучение в частной гимназии стоит слишком дорого. Зачем ребенка натаскивали, лепили гения, если дальше тупик?
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июля 14, 2011 at 14:27
Я примерно то же хотела бы спросить у мамочек, озабоченных подобюным натаскиванием. Когда экспериментируют специалисты — это еще как-то можно понять, но выращивать гениев по чужим методикам из книг и интернета требует большой осторожности и осмысленности, планирования последующих шагов на годы вперед. Я полностью согласна с Вами, Ева.
[Ответить ]
14.07.2011
Я тоже с удовольствием заглядываю на блог Ирины. Хоть моему уже 16 и воспитала я его, надеюсь, достойным человеком. Просто о Ириных черешенках читать — одно удовольствие.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июля 14, 2011 at 19:33
Опыт Ирины наверняка пригодится Вам, только уже в роли бабушки.
[Ответить ]
Жанна Reply:
июля 15, 2011 at 3:15
Согласна на все 100
[Ответить ]
Ира Чирашня Reply:
июля 15, 2011 at 4:06
Жанна, ты такая молодая мамочка, что скорее с еще одним малышом опыт пригодится:)) Или дойняшками:))
[Ответить ]
Жанна Reply:
июля 17, 2011 at 14:34
:-)Спасибо, пока не собираемся. Правда, у меня мама и тетя — близнецы
[Ответить ]
14.07.2011
я совсем мало читаю блогов на русском, но посты Ирины никогда не пропускаю. Они пронизаны добротой, мудростью, и великолепными идеями
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
июля 14, 2011 at 19:32
marina, мало читаете на русском, потому что на английском интересных больше?
Блог Ирины отличается удивительной атмосферой. если правда мы живем не один раз, как хотелось бы вырасти в такой семье, рядом с братьями, сестрами и такой мудрой молодой мамой!
[Ответить ]
15.07.2011
Марина, Жанночка, Светлана, вы меня совсем смутили. Какие добрые слова! Спасибо.
Я ужасно комплексую, что сложно выделять время на общение один на один с детьми, а мой муж всегда меня успокаивает, что им так кайфно, что он бы только мечтал так расти. Спасибо, что со стороны вы именно так воспринимаете нашу семью.
Театрально-литературное направление в нашей семье идет не от моего решения такими быть, а от моей внутренней потребности. Мое хобби — театральные литературные вечера с друзьями. Я пишу сценарии и придумываю задания. Дети впитывают это, как норму жизни. Я могу запросто в crazy hair day приехать за ними в садик в парике с белыми косами или отправить папу с ними в костюме петуха с гребешком:)) (хаха, это было весело, американцы нас не поняли).
Светлана,насчет вмешательства доброй феи-хохотушки в наше четное семейство я не сомневаюсь. О том, как папа «все провернул» с двумя парами вы можете почитать в двух рассказах для «Йогамамы» :))
[Ответить ]
Жанна Reply:
июля 17, 2011 at 14:36
А на фоточке все 4 такие смешные! А Ирина с животиком — вообще красавица. Вот что значит — счастливая жена и мама!
[Ответить ]
15.07.2011
Светлана, спасибо за предоставленную возможность познакомиться с еще одной мамой, а Вам Ирина, за замечательный рассказ о Вашей семье. Именно такой в моем представлении только и может быть НАСТОЯЩАЯ СЕМЬЯ, где дети — не обуза, а счастье. Счастье, которое бывает только там, где его сами выстраивают, где растут не только дети, но и родители.
А фильм, один из самых любимых. Когда слышу музыку из этого фильма, всегда почему-то наворачиваются слезы. И Мерри-Поппинс-Андрейченко не ассоциируется у меня со строгостью, скорее — со свободой и цельностью, самодостаточностью, ответственностью, которая балансирует на грани вседозволенности, но никогда не переступает эту грань. Это сложное искусство — оставаться собой и, в то же самое время, быть частью социума. В этом фильме очень хороши все герои, в них, как в зеркале хорошо видно, что происходит, когда нет баланса. Мне снова захотелось посмотреть этот фильм, спасибо:)
[Ответить ]
15.07.2011
Прелестная семейка. Я часто нахожу в блоге Иры очень интересные посты.
И да, действительно излишней строгостью, мне кажется, не воспитаешь хорошего человека. А умение фантазировать и радоваться пустякам никому ещё не мешало.
[Ответить ]
15.07.2011
Как много приятного o dogde!!! Живите с радостью обо всём! Замечательного незабываемого детства представленной семье и всем гостям с детьми на блоге Светланы. Здесь так светло и чудесно, пусть так будет всегда. Ирочка — молодец! Спасибо за такой позитивный активный фантастический пример родителей!!! Успехов в дальнейшем!
[Ответить ]
17.07.2011
Ирина, какая интересная у вас система. Хотелось бы узнать подробности. Продолжение будет?
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
июля 17, 2011 at 12:58
Я всегда буду рада представить новые рассказы Иры, а для более глубокого знакомства предлагаю заглянуть на ее блог
[Ответить ]
18.07.2011
В Ирин блог с удовольствием заглядываю, но у неё там нет таких обобщающих статей.
[Ответить ]
Ира Чирашня Reply:
августа 9, 2011 at 4:59
Ольга, спасибо за добрые слова!
Вы совершенно правы, на блоге 6cherries я выдерживаю определенный стиль, избегая обобщающие статьи. Я делюсь не советами, а своим общим подходом к воспитанию детей в рассказах: о нашем кукольном театре (упоминая, что это развивает память и речь), о костюмах (ролевые игры полезны для развития воображения), о читках в лицах (любовь к книге), необычных прогулках (природа, воображение, спонтанность). Зачастую даже в юмористических зарисовках можно найти изюминки решения проблем — как быстро собрать утром детей («Черный пояс по скоростной отшвартовке детей»). Но вы правы, по пунктам я ничего никогда не описываю, только в гостевых постах. У Евгении Артемьевой (Мой ребенок), например, я писала, как накормить детей. А все свои советы коплю в черновиках для разных задумок, которые обязательно когда-нибудь найдут свою аудиторию.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
августа 9, 2011 at 7:27
Ира прекрасно пишет гостевые посты. У Олли — ближе к стилю ее блога (о покупках со скидками), у меня — в духе размышлений на тему воспитания и самообучения родителей этому важному делу. Теперь я вижу пример, как писать гостевые, и даже сделала один, о дожде. Догадываетесь,где он будет размещен?
[Ответить ]
Ира Чирашня Reply:
августа 9, 2011 at 9:58
Светлана, очень рада была побывать у Вас в гостях! Спасибо за комплимент, гостевой невозможно написать без учета стиля приглашающего блога и его читателей, но и терять свое «я» никогда нельзя.
Про дождь с удовольствием почитаем!
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
августа 9, 2011 at 10:25
Читайте . Мне повезло, я не встретилась с проявлением всей мощи стихии в виде урагана или тайфуна, не видела, какие беды может натворить небесная вода.
[Ответить ]
10.09.2011
Никогда не любила Мэри Поппинс, хотя даже не помню за что
Очень понравился подход Ирины.
Я как педагог всегда была против чрезмерного увлечения ранним развитием во имя достижений. Раннее развитие с самого своего начала направлено на воспитание творчества, а не гения и не «передовика производства».
Для меня в каком то смысле эталон — «Человек с золотым ключом» Честертона (это книга автобиография, о том, как папа-брокер может быть волшебником, который мастерит театр и запускает воздушные фонари).
Спасибо за интересное интервью!
[Ответить ]
10.09.2011
Ирина, я рада, что у нас с Вами подход к воспитанию похожий. Все в погони за гениями, особенно в Калифорнии. Вот мой шок от первых дней в нулевом классе, где все родители орали загрузить пятилеток по уши, и книжки серьезные в библиотеку завезти!!
А вчера я была на собрании у своих трехлеток перед началом года. Школа/садик частные, американские. Так я просто задала вопрос, в том ли я классе на собрании нахожусь, правда ли это дял трехлетних детей группа — 5 листков с ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ на неделю!!!! И самое смешное, что та же выступная китайская мама оказалось по совпадению и в маленькой группе со вторым гениальным ребенком.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
сентября 14, 2011 at 17:14
Я читала Ваши материалы со впечатлениями от школы. Что-то никак не стыкуется: такие высокие требования к малышам, и общее снижение уровня грамотности в обществе в целом. Это получатся, что в годы обучения, вырастая, дети тупеют?
[Ответить ]
Ира Чирашня Reply:
сентября 14, 2011 at 22:11
Светлана, у меня нет никаких данных об общем понижении уровня знаний или грамотности в обществе. Вопрос в каком обществе? Я понятия не имею, какой в целом уровень образования и знаний в Америке после школ и колледжей по сравнению с десятилетием назад, к примеру. На первый взгляд, совсем неплохой! Конкурсы в государственные университеты высочайшие, все грызут гранит знаний серьезно, мой опыт учебы в колледже просто потрясающий. Так что мне кажется, именно с образованием тут все ОК. Но повторюсь, никакой статистики у меня нет, все на уровне личных ощущений.
А по поводу «квадратного» подхода к малышам у меня аж через край эмоции выливаются. Пишу подробный пост, все непросто , и впервые заметна серьезная разница в менталитете.
[Ответить ]
Алекс Reply:
сентября 15, 2011 at 15:32
Получить какие-либо данные трудно. Начинаю понимать Светлану, в Интернете что-то найти чрезвычайно трудно. Пишут о снижении уровня, только без подробностей. Наверное, в США существует огромный разрыв между государственными и частными учебными заведениями. У нас такой разыв превращается в пропасть.
[Ответить ]
Ира Чирашня Reply:
сентября 15, 2011 at 23:43
Алекс, очень верное замечание. Пропасть между обычными государственными школами и частными, конечно, огромная. Но есть еще дифференциация по районам. В богатых успешных районах потрясающие, фантастические государственные школы с рейтингом ВЫШЕ общепринятой 10-бальной системы! Но купить там дома или даже снимать многим непосильно. В Калифорнии все зависит от района проживания. Мы живем в съемном шикарном доме в нормальном районе, но школа с рейтингом 4 из 10, так что в этом году всех отдали в частную. Но надеемся осилить переезд поближе к одним из лучших гос. школ на следующий учебный год.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
сентября 15, 2011 at 15:34
Ира, я Вас читаю, но пока не могу комментировать. Возможно, придется письмом отправлять комментарии.
[Ответить ]
Ира Чирашня Reply:
сентября 15, 2011 at 23:38
Светлана, я надеюсь, это скоро исправится. Хотя ума не приложу, что за дискриминация:) Я собираюсь поменять хостинг, надеюсь, само наладится.
[Ответить ]