Метро в двух версиях
Сегодня я своими глазами увидела наше метро, проехала из конца в конец (целых 8,6 километров!) и выходила на станциях сделать снимки. Общее впечатление очень хорошее. Можно гордиться, что за годы независимости только Казахстан сумел построить и запустить метро, не имея его при СССР. У меня есть желание многое показать и рассказать, но сегодня будет тематическая экскурсия, в которой я сделаю сравнение нашей подземки и шанхайской. Думаю, это будет вам интересно.
Совершенно случайно мой первый визит в алматинское метро совпал с международным днем инвалида, который отмечается 3 декабря, поэтому сделаю акцент на теме доступности нового вида транспорта людям с ограниченными возможностями передвижения.
Инвалиды-колясочники в Китае свободно перемещаются как на моторизованных колясках, так и на обычных с ручным управлением или в сопровождении помощника. Практически везде там оборудованы пандусы, а бесплатные общественные туалеты в городах и метро также приспособлены для колясочников. Инвалиды посещают выставки, музеи, концерты без всяких ограничений. Напротив, билеты для них на эти мероприятия стоят дешевле. Когда же я увидела лифты в надземных переходах и в метро, это вызвало настоящий восторг. Реальная забота о людях, имеющих ограниченные возможности в тоталитарном обществе (как нам представляют Китай) кажется чудом нам, живущим в демократическом, социально ориентированном государстве (или я что-то путаю в названиях?).
В нашем городе кое-где начали работу по установке пандусов, но порой они настолько крутые (наклон в 45 градусов), что пользоваться ими опасно. К счастью, в метро колясочники могут свободно заезжать. Лифты для инвалидов будут пока на двух станциях, конечных запущенной ветки. Один уже готов, второй в работе. Тем не менее, уже сейчас на коляске можно проехать. Для того, чтобы пользоваться эскалатором, есть специальные приспособления,передвижные механические платформы. Коляска закрепляется, платформа поднимается или опускается по эскалатору.
Для движения по лестнице оборудована специальная складная система электропандус итальянской компании SITES. При раскладке появляется спецплатформа, двигающаяся по поручню-рельсу. Когда в ней нет потребности, система находится в сложенном состоянии.
В каждом вагоне поезда есть специальные места, куда свободно въезжает коляска и удобно располагается. У двери, в которую легче всего въехать, на вагоне нарисован специальный знак.
Метро в Шанхае прекрасно приспособлено для пользования слабовидящими и полностью слепыми людьми.Там оборудованы дорожки из рифленых цветных плит, которые помогают легко передвигаться, не тормозя движение остальных людей. Все надписи и знаки сделаны очень ярко, крупного размера, дублируются по верхней части и нанесены на пол (стрелки-указатели для переходов со станции на станцию, знаки выхода в город, ориентиры направлений в ту и другую сторону).
Наше метро проигрывает в этом отношении очень сильно. Человеку с белой тростью одному здесь ориентироваться просто невозможно. Зрячие горожане не заблудятся, а приезжему человеку разобраться, в какую сторону идти, не так просто.
Честное слово, первый выход на поверхность в Шанхае я сделала безошибочно в верном направлении благодаря очень ясным знакам внутри станции. Сегодня я растерялась, хотя надо было выйти на улицу, знакомую мне с детства. Надписи мелкие, висят высоко, нигде не дублируются. Иностранец не найдет в метро ни одной надписи на международном английском. Может быть, при подготовке к Универсиаде это поправят.
О безопасности в метро и ее организации у нас и у них (китайцев) расскажу в следующей заметке, и с удовольствием отвечу на ваши вопросы, задавайте их в комментариях.





04.12.2011
Поздравляю всех алматинцев! Это большое событие для города. Не забыли об инвалидах, молодцы. Кажется, в начале года был скандал в Санкт-Петербурге что не стали колясочников пускать в метро. Запретить-то проще, чем продумать и сделать что-то для нуждающихся людей.
Светлана, в метро есть туалеты? Вы, помниться писали, что в Китае есть не только на улицах города, но и в метро. Этот опыт тоже взяли?
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
декабря 4, 2011 at 11:12
Инвалидов постарались не обижать. Алматинское метро — единственное в СНГ, где предусмотрены специальные автоматические механизмы для самостоятельного спуска и подъема людей на колясках. На каждой станции есть обученные люди, которые должны помогать ими пользоваться кто сам не может, однако пока эти группы (их называют маломобильные) работают только в рабочие дни.
Туалетов в метро нет и не будет (у нас их и в городе не найти). Наверное, считается что мы, в отличие от китайцев, не имеем такой потребности.
[Ответить ]
05.12.2011
Светлана, мне трудно представить, как функционирует электропандус. Вы видели его в действии?
Вы много уже расказывали о Китае и своих впечатлениях от поездки. Скажите, обустройство тротуаров для передвижения слепых сделано только в самом центре, или повсюду?
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 14:21
Я не видела в действии, но мне сама система показалась довольно сложной. Для наших, что греха таить, технически отсталых людей, без посторонней помощи пользоваться будет трудно. Представьте, на каждой станции есть такая система, но вдруг заедет в метро сразу два инвалида? Значит, спускать-поднимать их надо будет поочередно, а это не так быстро. На мой взгляд система лифтов, которые есть в китайском метро, намного более целесообразная. Разумеется, первоначальное вложение выше, но зато не нужно содержать на каждой станции специальных людей, инвалид может самостоятельно нажать на кнопку, въехать в кабинку, и так же самостоятельно выехать. Как это делают в Шанхае я видела, но, к сожалению, не сфотографировала, не могу показать.
Обустройство тротуаров вызывает восхищение. Дорожки не асфальтированы, а выложены плитами, довольно большого размера и идеально подогнанными. Никаких волн и ям, двигаться можно легко даже на шпильках. По всем дорожкам идет специальная полоса из рифленой плитки. Там, где есть возможность поворота плитка выложена особым образом, чтобы человек с белой тростью сразу ощутил место ответвления.
Знаете, я увидев такую укладку впервые не поняла, зачем она, и подумала что это для противоскольжения, а случае оледенения. Потом встретила идущего с палочкой человека, и тогда только дошло, почему по гладкой кладке есть рифленая дорожка.
Везде, где мне удалось побывать, я такие дорожки видела. На окраинах плитка более мелкая и дешевая, но уложена также хорошо, и с заботой о незрячих.
[Ответить ]
05.12.2011
Пролистала фотографии из Китая, решила показать случайно попавшие в кадр тротуары с рифлеными плитками (разметка для слепых), смотрите:
[Ответить ]
Maria Trudler Reply:
декабря 5, 2011 at 21:40
Впечатляет забота о людях.
[Ответить ]
05.12.2011
Нравится
P.S. По поводу азиатского метро — смотрел когда-то, как в Токио трое полицейских людей утрамбовывали. Даже должность есть такая — запихивальщик
(нормальное название не помню). Считают, что это на 10% увеличивает пассажиропоток.
Многовато народу на нашей планете развелось. Пока в океан (смеется).
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 19:53
В Токио я не была, в час пик попала один раз в Шанхае, оценила невероятное количество отлично организованных и дисциплинированных пассажиров. Никакого стресса не ощутила, потому что все потоки текли по проложенным, хорошо продуманным маршрутам, столкновений не было. Кстати, у них вход и выход из вагона осуществляется одновременно! Выходят по центру двери, а входят с двух сторон по бокам. Это четко обозначено значками на полу. Вагон останавливается абсолютно точно по отношению к разметке.
[Ответить ]
05.12.2011
Похоже, пора в Китай переезжать :). Вот этот () человек так считает, говорит, к 2025 это будет если не первая, то вторая экономика мира. Кстати, интересная статья, думаю, касается всего СНГ. Почитайте, если будет время.
[Ответить ]
Cветлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 20:08
Китай уже сегодня практически второй, к 2025, если не будет войны, совершенно точно будет первой экономикой. Боюсь только, что США им не позволит этого сделать и втянет в военный конфликт.
Насчет переезда, я, если бы возможность куда-то выехать, выбрала бы именно Китай.
[Ответить ]
05.12.2011
А я задумался, но потом как-то страшно стало. Это же совсем другая культура, ментальность.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 20:40
Изучать чужую культуру интересно, чем мириться с нарастающим валом бескультурья и дебилизации, проводимой по указу сверху. Мне ближе их цензура, чем наша вседозволенность.
Я кажется уже писала, в Китае я чувствовала себя намного спокойнее на улицах чужого города (не зная языка!), чем с заходом солнца во дворе своей многоэтажки. Общее настроение людей намного более оптимистично, а это много значит для здоровья. Я не случайно заговорила об инвалидах и слабовидящих. Увы, это горе коснулось моей семьи. Там я видела старичков, путешествующих по городу,посещающих выставки и музеи в инвалидных колясках. Из моего подъезда спустить вниз с 8 этажа коляску чрезвычайно трудно даже когда этим занимается мой муж. Я сама маму вывезти не могу. Почему там людях думают? Потому что проклятый коммунистический тоталитаризм?
[Ответить ]
05.12.2011
Визы для разведки хватает?
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 20:52
Визу получить не трудно, предварительно заказав билеты туда-обратно и отель (хотя бы на пару дней). Ничего не скажу про приграничные с Россией территории. Я была в Пекине, Сиане, Ханчжоу и Шанхае. Для жизни выбрала бы или Сиань, очень красивый, уютный, спокойный,но быстро развивающийся университетский город с древней культурой.Метро там запустили только в этом году.Понравились как Ханчжоу, так и Шанхай (в последнем жизнь веселее и дороже). Пекин не понравился, чем-то напоминает суматошную Москву и плохой климат, жить бы там не смогла.
[Ответить ]
05.12.2011
Ой, Светлана, не говорите «оп, пока не перепрыгните». Китай Вы видели как турист. И, естественно, самые лучшие впечатления. Как и в любом другом месте, там много своих подводных камней, таких, о которых человек со стороны и не догадывается. Так что хорошо там, где нас нет.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 21:29
C этим не поспоришь. Если бы я знала язык и могла пообщаться или просто послушать, о чем говорят люди, возможно впечатления были бы иными. Однако, многие уезжают в теплые страны, выбирая на постоянное место жительства Таиланд или Индию (Гоа). Наверное там тоже не всё идеально, но что-то же тянет людей туда?
[Ответить ]
Мария Анашина Reply:
декабря 5, 2011 at 21:38
У каждого своя судьба, свой поиск. Мои знакомые, профессиональные индологи, восхищаются Индией. Как выразилась одна моя коллега, «там грязь другая». А я, например, в ужасе от индийских улиц, хотя и восхищаюсь индийской философией.
Идеального места на Земле нет. Вопрос в том, найдешь ли ты СВОЕ место. Кому-то для этого нужно уехать в другую страну. Кому-то — найти это место в своей душе. У каждого по-разному.
[Ответить ]
Maria Trudler Reply:
декабря 5, 2011 at 21:43
Вот-вот. Я свое место нашла в своей душе. ))
[Ответить ]
Maria Trudler Reply:
декабря 5, 2011 at 21:38
Согласна с Машей, что впечатления туриста очень отличаются от жителя страны. )) Путешествовать почти везде хорошо, а вот жить хорошо в социальных и развитых странах.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 21:45
Мне Китай показался намного более социально ориентированным, чем моя Родина. А что значит «развитая»?
[Ответить ]
Maria Trudler Reply:
декабря 5, 2011 at 21:50
Заботящаяся о своих гражданах. Причем обо всех. ))
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 21:53
Тогда Китай развитая страна. Заботу о рядовых гражданах и их человеческих потребностях ощущаешь моментально.
[Ответить ]
05.12.2011
Ой, Машунь, там тоже свои подводные камни. Сужу по своим родителям — последние годы по работе отец часто ездит в Швецию, Францию, Китай. Сначала везде было “вау!", потом “мда...", теперь “да, но…” В той же Швеции проблемы с медицинским обслуживанием, с общением. Транспорт опаздывает. И вообще всем все по-барабану. По вечерам в некоторых центральных районах Стокгольма откровенно страшно — на улице полно наркоманов.
В том же Китае в еду щедро добавляются усилители вкуса. Когда этим питаешься неделю-месяц, еще ничего. А когда больше — у многих начинаются серьезные проблемы с желудком.
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 21:47
Это если в ресторанах питаться, то да, но дома я всё готовлю сама, это можно делать и там! Даже хлеб можно печь в хлебопечке по своему вкусу, и готовить то, что душа принимает.
[Ответить ]
Мария Анашина Reply:
декабря 5, 2011 at 21:54
А продукты где покупать? Многих привычных продуктов в Поднебесной Вы не найдете. Да,там другие, безумно вкусные. Лично я в Китае с удовольствием питалась китайской едой, однако когда была в университете в Ухани, давилась завтраками, готовить самой там не было возможности. А моя одна знакомая, находясь в Пекине на стажировке, слезно умоляла всех привезти ей из России черный хлеб и гречку.
И что за молоко и йогурты, которые вообще не портятся, даже открытые, но после которых потом жуткая изжога?
Кстати, у отца в служебной квартире в Пекине на кухне вытяжка выходит прямо в дырку в окне. Зимой очень холодно, особо на кухне не поготовишь. И в комнате +15 — это китайская норма. Дом принадлежит Академии наук и находится в одном из лучших районов Пекина, недалеко от Бэйда (Пекинского университета).
[Ответить ]
Светлана Бобровская Reply:
декабря 5, 2011 at 22:00
А у нас сейчас точно такие йогурты продаются, и молочные продукты сплошь с химией.
Кстати, я, можно сказать, уже адаптирована к китайским овощам (только их и едим).
Пекин мне не понравился, а в Шанхае теплее.
[Ответить ]
Maria Trudler Reply:
декабря 5, 2011 at 21:49
Конечно, ты права. Нет идеального места. Где-то лучше, где-то хуже. Вообще, чтобы оценить все достоинства и недостатки надо несколько лет пожить в стране. Восторг туриста сходит на нет быстро, зато остается трезвый взгляд. ))
Еще очень важно район в котором живешь и соседи. Тут твой пример в самый раз. ))
[Ответить ]
05.12.2011
Место в душе — это хорошо, конечно, но при целенаправленной дестабилизирующей политике в стране душевный покой не особо помогает. Кому интересно — почитайте статью Кендюхова, которую я приводил ниже. А закрывать глаза — это не покой, это самоотстранение, не гарантирующее никакой безопасности.
[Ответить ]