Конкурс как шоу, или Выбор развлечений в эпоху воинствующего дилетантизма
Мы живем в эпоху воинствующего дилетантизма. Для доказательства своего тезиса ничего более наглядного, чем ТВ программы Первого канала, я не нашла (да простят меня блоггеры, которые принципиально не смотрят телевизор).
Стоит ли говорить, что сейчас основное эфирное время отдано развлекательным программам? Многие из них лихо завернуты в форму конкурсов, и чрезвычайно популярны, благодаря интерактивности. Зрители голосуют за участников, поддерживая проекты материально своими sms-ками, следят за ходом «соревнований» и чувствуют себя вовлеченными в судьбу любимцев.
Почему я ставлю слово соревнования в кавычки? А разве можно всерьез называть нечто конкурсом и судейством, если не понятно, что именно оценивается, по каким критериям, а члены жюри не являются специалистами?
На льду рядом с профи стоит дилетант, в жюри — также, а окончательный вердикт выносят зрители всенародным sms-голосованием. У пары могут снять балл за то, что не понравилось платье, а другой – простить падение. Своеобразное представление о «справедливости» оценок, однако.
Говорят, шоу должно иметь оттенок скандальности, иначе будет неинтересно. Отсюда раздувание разговоров о личных взаимоотношениях партнеров и т.п. Какое отношение всё это имеет к пропаганде спорта? По-моему, весьма и весьма отдаленное. К чему больше прививается интерес, к реальным занятиям физкультурой или активному сплетничанью?
Я ничего не имею против того, что известные люди демонстрируют способность за короткий срок научиться чему-то новому и показать свои таланты в красочном шоу. Танцы на паркете, пение дуэтом, цирк, фигурное катание – все зрелищные программы идут в лучшее время. Известные люди переходят из одной программы в другую, что позволяет сказать: «Талантливый человек талантлив во всём!»
Научиться можно всему легко и быстро – вот что внушают нам с телеэкрана. Но так ли это на самом деле?
Первый сезон шоу звезд на льду привлек к занятию фигурным катанием многих детей. Хорошо? Конечно! Мы видим, как через пару месяцев тренировок человек, ранее не умевший стоять на коньках, выполняет сложные элементы, и в каждом номере создает уникальный художественный образ. Публику удивляет единство музыки, пластики, сюжета и оформления номера реквизитом и прекрасными костюмами. Класс!
Зал рукоплещет, жюри ставит шестерки. Легко, красиво, приятно. В диалогах с ведущими иногда мелькает что-то о ночных тренировках, и о том, что на подготовку очередного номера было всего два дня(из-за гастролей). В нынешнем сезоне из уст членов жюри можно услышать, что выступающие уже готовы к большим соревнованиям, типа олимпийских. Ага.
А теперь взгляните на это с другой стороны. Представьте, как вдохновленный этим шоу и окрыленный надеждой ребенок (ваша дочь, сестренка или внучка) получает в подарок коньки и выходит на лед. Начинается работа с тренером в группе. Вы имеете представление, насколько отличается то, что показано в шоу от реальных тренировок новичков? А так хочется всего и сразу, как по телеку! Но жизнь за пределами шоу совсем иная. Если взрослые это понимают, то дети – нет.
Как вы думаете, сколько детей перенесли стресс и глубокое разочарование оттого, что у них не получилось сразу так, как хотелось? Выписывать часами простые фигуры и отрабатывать шаги – это так трудно и скучно. Пьянящая и манящая легкость – обман в угоду зрелищности представления, который может нанести (и наверняка уже нанес многим!) сокрушительный удар по неокрепшей психике.
Чем конкурсы, проводимые в Интернете отличаются от телевизионных? Можно ли в принципе провести конкурс так, чтобы он был полезным для участников, справедливым и при этом интересным для зрителей? Как вы думаете?
На конкурс для фотолюбителей «Осеннее настроение» на сегодняшний день я получила более 70 снимков. Как «жюрить» будем?
Жду ваших предложений и очень надеюсь увидеть дельные советы в обсуждении.





17.11.2009
Телевидение сейчас переживает явный кризис. И все эти шоу и конкурсы, по-моему, жалкая попытка привлечь внимание людей.
В советское время все жаловались на цензуру и зажим творчества, но эта «свобода слова», которую сейчас мы наблюдаем по телеку, просто угнетает и обижает. Неужели нас там считают такими баранами (пардон).
Что касается этих конкурсов по фигурному катанию, танцам и т.п., то туда же берут хоть и не профессионалов, но все-таки людей подготовленных физически и очень мотивированных и целеустремленных. А таких единицы.
Но при желании научиться можно действительно очень многому :).
17.11.2009
Лично мое мнение, в интернет мы еще не все погрузились с головой...отсюда пока людям интересно смотреть какие-то шоу по телевизору нежели искать признания здесь неизвестно от кого... если конечно судить будут компетентные люди, а не все подряд...
17.11.2009
На телевидении последнее время проводятся в основном шоу (и в форме конкурсов тоже). Это явно прослеживается из-за коммерциализации ТВ. А шоу и создается для привлечения внимания зрителей = «потребителей» (рекламы, PR, политики, ...). Для привлечения большой аудитории используются различные приемы, в том числе и не совсем этичные — скандалы, сплетни, слухи, провокации, шумиха ... К сожалению, у нас чаще и больше обсуждают сплетни, чем реальные и достойные дела.
17.11.2009
Светлана, по-моему Вы уже придумали, как фотоконкурс провести с максимальной пользой для участников и сумеете позаботиться о справедливости. Не зря же столько этой темой занимаетесь?
Насчет «как жюрить?» думаю нужна обязательно автоматическая система подсчета. Вроде обсуждалось что-то на блоге Разговор наедине, не так ли?
17.11.2009
Хотелось бы заранее услышать мнения небезразличных читателей и участников, чтобы моё решение нашло поддержку.
Постараюсь учесть ваши пожелания.
17.11.2009
Автоматическая система подсчёта, наверное, будет лучше всего. А есть знакомые специалисты по фотоделу и фотошопу. Может быть, попросить их прокомментировать снимки, которые попадут, скажем, в первую десятку (чтобы не заставлять людей комментировать все 70 :))?
17.11.2009
Олли, очень интересное предложение. Сначала все желающие голосуют, а потом уже отобранные массовым зрителем снимки комментирует жюри?
17.11.2009
Главное при оценивании работ избежать искажения результатов.
Как можно исключить «накрутку»? Думаю, обязательно нужна регистрация перед допуском к голосованию. Так можно сделать?
17.11.2009
Да, именно так. Сделать 2 этапа голосования: в первом голосуют только зрители, а во втором сделать ещё раз массовое голосование уже по 10 лучшим работам и подключить профи для комментирования. Как-то так. Или длинноватая процедура получится?
17.11.2009
А может быть использовать проверенный ход шоу-конкурсов и сделать смс-голосование? Такой вариант подходит для отсева толпы из «группы поддержки», как думаете?
17.11.2009
Гм, не совсем уверена, что это возможно в других странах. Как думаете? Не будут ли голосовать только в России, Украине и Казахстане?
17.11.2009
Ура! На блоге двухтысячный комментарий!
Автор «круглого» комментария Lilu.
Поздравляю! Прошу написать номер кошелька (связь через svetlana -гав- vseuch.ru). Приз 7,5 долларов. Следующий подарок за 3000-й будет уже 10.
А вот идея про голосование через SMS... Даже не знаю что сказать.
18.11.2009
Свежий взгляд на привычные вещи, похоже, главная примета блога.
Точное попадание (или совпадение?) по поводу подражания кумирам.
Мой друг купил коньки дочке по ее настоянию, и записал в секцию. Там тренер после трех-четырех занятий назвал девочку совершенно бесперспективной(поздно, понимаете, в 8 лет на коньки становиться), причем вслух. Травма не только для нее, но и для родителей. Коньки она сама попросила отдать кому-нибудь, шоу смотреть больше не хочет.
По поводу фотоконкурса думаю предложение Lilu не подходит, Олли права.
Два этапа кажется лучшее решение. Может тучше наоборот, пусть фото-спецы взглянут и отсеют совсем слабые работы?
Поздравление призеру, Lilu. Объявление по поводу призов за комментарии прозевал. Был конкурс какой-то?
18.11.2009
Ой какой сюрприз. Спасибо, номер выслала. Очень приятно, особенно потому что так неожиданно.
Алекс, я постоянно читаю блог но объявления о током призе не было, это полная неожиданность. Думаю, чем же мне ответить? Может кто подскажет?
18.11.2009
Lilu!
Можно написать интересный рассказ о том, что ,блуждая по интернету, можно получить не только интересную и полезную информацию и моральное удовлетворение от знакомства с новыми людьми, но и получить «неожиданный денежный приз»...:-)
P.S. Будет совсем хорошо, если в рассказе будет стоять ссылочка на блог где это все произошло!
18.11.2009
Lilu, проверяйте кошелек, уже перевела.
Я не делала никакого объявления.
Сюрприз тем и приятнее, что нежданный.
Алекс, остается только сочувствовать тем, кто столкнулся с жестокими реалиями жизни. А продолжение у темы будет.
Голосовать по SMS не будем. Все участники конкурса выставляют работы не только ради призов, их не смутила совсем небольшая сумма призового фонда, так не будем теперь требовать оплаты за право голосовать.
Предлагаю всем конкурсантам высказать свои пожелания к организации голосования. Коллективный разум — сила!
18.11.2009
Без труда не вынешь рыбку из пруда. Эту истину люди должны усваивать с детства. Не думаю, что можно говорить о искалеченной психике ребенка, ставшего на коньки и не ставшего ездить как Ягудин или Бережная, дети от природы очень сильно защищены, не получилось и забросили, а вот их родители и тренеры-учителя могут запросто искалечить неокрепшую психику, заставляя ходить в музыкальную школу или в спортивную секцию, где заставляют заниматься тем, к чему душа не лежит. А первый урок всегда бывает в жизни каждого.
По поводу оценок и справедливости — это же относительные понятия. И если кто-то считает, что его работа самая лучшая и уверен, что получит награду, то может быть очень разочарован результатами, особенно зрительского голосования. Какой художник лучше — Пикассо или Васнецов, Дали или Рерих? Если кто-то ответит на эти вопросы, то может смело быть главным органом жюри. Если же выставили работу, то надо быть готовым принять то, что кому-то она совершенно не понравиться и среди специалистов тоже свои мнения. Не нужно забывать, что гораздо всего участие, а не победа. Мне приятно познакомиться с новыми и очень интересными людьми, а это уже произошло! Разве плохая награда за участие?! Я часто повторяю чужие слова и сейчас хочу их еще раз произнести — советы дороги тем, что они ничего не стоят.
Светлана, никто не сомневается в Вашем подходе с максимальной долей объективизма и толерантности. Поэтому, как Вы сделаете так и будет правильно. А если кто-то не согласен, пусть попробует сам провести конкурс. Первый раз проводить что-то тоже надо! ))) Всем удачи!
18.11.2009
Спасибо, Светлана, кошелек пополнился на 7,5 долларов. Приятно!
Валерий, спасибо надо сказать чтобы его услышали. Где же я ссылку поставлю?
Придумала пока только сделать закладки на статьи блога, и завести несколько новых. Почему-то закладки на Я-ру сейчас плохо работают.
18.11.2009
Mik, я готова поспорить. Дети не защищены абсолютно! Влияние TV (как его зовут — «зомбоящика»)достаточно велико. Любой малыш сейчас вам десяток рекламных слоганов назовет и напоет, а стихи детские знает только если с ним кто-то специально занимается.
Я считаю очень пагубным акцентировать то, что запросто можно сделать очень сложные вещи даже дилетанту, стоит только захотеть. Тот, кто уже когда-то чему-то учился, это способен понять (если не идиот), а ребенок — нет!
Кто-нибудь слышал, как воет бедная скрипка под смычком у первоклассника? А вы поверите, что хороший педагог из любого прохожего за несколько уроков сделает скрипача-виртуоза? К счастью, подобного пока не показывали.
18.11.2009
Lilu, за закладки большое спасибо. Сама я этим совсем перестала заниматься, а надо бы, говорят.
18.11.2009
Только вчера с супругой обсуждали теле-зомбо-шоу «Фабрика Звезд» и смс-голосование. Самый натуральный лохотрон — можно победителем объявить безбоязненно любого
Подтасовка примитивна. А сам зомбоящ... Честно скажу, еще эти развлекаловки — куда ни шло, но кровища, грязь, желтые факты, бояны, криминал, «новости» и прочая-прочая... Зомбоящик достоин смерти на помойке
18.11.2009
Давайте ближе к теме. Задача оценить работы по-справедливости, так?
Оценки профессиональных фотографов и любителей будут разными. Они увидят недостатки в технике. Мы как зрители должны иметь какие-то ориентиры. От чего отталкиваться? Читаю условия:
«Оценивается, прежде всего, выразительность,
и то, насколько снимок передает озвученное в
названии настроение.»
Если условия не изменились, надо большими красными буквами написать и подчеркнуть эту фразу. Понять, насколько выразителен снимок и как ему название соответствует могут все. Если имен авторов мы не знаем, должна быть картина объективной. Хочется верить, так будет.
18.11.2009
Я, собственно говоря, отношусь к тем, у кого телевизор испорчен и ремонтировать его нету желания. О некоторых телевизионных новостях знаю из разговоров, или если бываю у кого-то, то приходиться заглянуть в злобный ящик, еще конечно же, читаю об этом в Интернете. В связи с этим рекламу не смотрю, поэтому не могу судить в каком контексте она подается. Стоит ли вести разговор о вреде телевидения, если проще его не смотреть.
18.11.2009
Я совсем от телевизора отказаться не могу. У мамы в комнате он включен целый день, это ее главное развлечение. Когда слышу что-то интересное, подхожу или включаю второй.
Как бы я без телевизора нашла такое чудо, как песочная анимация? А еще и вас порадовала.
19.11.2009
Светлана мне понравилась идея Олли, думаю в самый раз.
Можно спросить про конкурс осенняя фантазия? — у меня тут несколько идей и не знаю что делать, если получится, можно несколько работ отправить? и можно ли использовать дополнительные материалы — различные фото объектов, картинки и другое для создания осеннего коллажа?
19.11.2009
Виктория, Осенняя фантазия — очень свободный жанр.
Фантазируйте!
Присылайте! От каждого участника принимаются по три работы. Хватит?
19.11.2009
Светлана спасибо. Хватит.
главное теперь сосредоточится, а время поджимает.
19.11.2009
Светлана, вы правы. Непрофессионалам ставят высокие оценки и они еще недовольны что не 6:0. А вто время как профессионалы получают на чемпионатах оценки гораздо ниже. Странно это все.
Насчет конкурса я думаю надо проводить голосование в несколько этапов. А каждый участник может оценивать например по 3 работы.
19.11.2009
Елена, не поняла мысль:
Можно подробнее?
20.11.2009
О честности телевизионных конкурсов можно даже не говорить. Это их бизнес, их шоу. Они там делают свои собсвтенные правила голосований.
Для детей, это скорей вред, чем польза. Ступени к Парнасу, они скользкие, на их пути немало черного. Там нет светлой цели, к которой можно стремиться.
22.11.2009
Затронули Вы больную тему. Как-то мне посоветовали посмотреть Ледниковый период. Я посмотрела, мне понравилось. Оказалось, что это шоу смотрят многие мои знакомые, даже болеют за участников. При чем не на шутку болеют. Я пыталась объяснить взрослым людям, что это шоу и не надо воспринимать все серьезно. Да где там. Любимчикам оценку занизили, корвалол глотаем :). Детей срочно отдаем на фигурное катание — все будут чемпионами.
Полный ужас. Лучше бы «отдали» детей в библиотеку или оторвались от шоу. чтоб выучить новый стих, прочесть сказку. Возможно, что это жестоко. Но это правда. Есть время смотреть шоу и совсем нет времени читать сказки, стихи.
Что же касатся объективности телешоу, то здесь вообще не о чем говорить. Когда дилетанты и профессионалы судят у них совершенно разный подход. Так же и с интернет конкурсами. Если нужна объективная оценка чему-то, то судьи должны быть профессионалами. А приз зрительских симпатий — это голоса, отданные группой поддержки и неравнодушными. Можно сделать конкурс, где профессионалы будут давать оценку чему-то и объснять ее. Или же конкурс, где каждый сможет отдать голос (но один) за то, что нравится.
Что-то я сегодня разошлась
22.11.2009
я соглашусь с Леди Максимой — дети торчат у экранов телевизоров (компьютеров), а про то что существуют книги уже не помнят! и это грустно, когда родители даже не пытаются приобщить свое чадо к прекрасному.
Светлана, у Вас очень интересный блог, и Вы очень творческая личность. А у Вас часто конкурсы проводятся? А бы тоже с превеликим удовольствием приняла участие!
23.11.2009
Светлана приглашаю на открытие моего нового блога vvvika.ru
23.11.2009
Отправила письмо с мнением участника, а здесь скажу: ни минуты не сомневаюсь, что можно найти честное решение. Вероятно, на телевидении никто в этом не заинтересован. Наоборот, чем скандальнее ситуация, тем больше доверчивых зрителей будут звонить чтобы «восстановить справедливость» и поддержать обиженных судейством участников. Кто деньги считает? Но... кто-то теряет — кто-то находит.
30.11.2009
Честно говоря, на эти «конкурсы» даже смотреть не хочется, все на столько горестно. Поют те, у кого голоса нет. Танцуют те, у кого нет чувства ритма а все комбинации сводятся к «два притопа, три прихлопа». Чтобы конкурс был результативным, как минимум в судьях должны сидеть профессионалы, и чтобы они были беспристрастны.