Цена и ценность печатного слова
Littera scripta manet
лат. поговорка: «написанная буква остается» (т. е. против письменных улик трудно спорить, от написанного нельзя отречься); соотв. русскому: «что написано пером, того не вырубишь топором»).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Электронные версии книг несут информацию в массы (особенно благодаря Интернету). Это безусловно хорошо. Но почему-то никто не задумывается, что перевод книг на электронные носители имеет и другую, весьма опасную, сторону явления.
Легко переписывается история
Внести исправления в текст уже опубликованной, изданной в типографии, книге можно только при ее переиздании. Правда, варварским способом это можно сделать и позже. Как? Мне рассказывала мама, что в годы ее учебы в школьных учебниках публиковались портреты вождей и их биографии. Попавший в немилость в период массовых репрессий 30-х годов очередной «агент иностранной разведки» должен был быть вычеркнут из памяти народа. Для этого учителя в школах заставляли детей зачеркивать, вымарывать портрет врага в школьном учебнике.
С введением электронных учебников в 21 веке подобные манипуляции можно будет делать мгновенно и в массовом порядке, переписывая историю, в угоду пришедшей к власти партии, сколько угодно много раз. Любая изданная печатным способом книга имеет автора. Защитить авторские права на бумажное издание очень просто, а на электронное?
В Интернете гуляет огромное количество электронных копий текстов, потерявших авторов. Анекдоты, развлекательные тексты, автор которых неизвестен, составляют огромную долю всей накапливаемой на разных сайтах информации. Как и при устном распространении, так и при чтении, мы даже не задумываемся о первоисточнике.
Я неоднократно сталкивалась с тем, что не могу найти автора гуляющего в сети текста (рассказа, стихотворения), фотографии или графической иллюстрации, и даже попросила читателей придумать название для рубрики, в которой размещать такую информацию в надежде найти авторов. Вот какие предложения я получила от читателей блога Эксперименты Web-дилетанта в комментариях к статье «Почему Интернет стирает имена авторов» :
Валерий Иванов
«Автора в студию!», «У анонимов есть имена», «Скажем автору спасибо!» или что-то в этом роде.
Мечислав
Первоцвет?
Идущий
В Сети теряется информация и об авторах серьезных, важных и полезных работ. Бывает, автор сознательно идет на бесплатное неограниченное распространение своего труда по идейным убеждениям. В большинстве случаев информацию банально воруют! Причем, на ворованной информации процветает успешная отрасль информационного бизнеса: то, что кто-то выкладывает в сеть бесплатно, делясь своим опытом, шустрые дельцы продают в красивой упаковке.
Снижается качество обучения
С появлением Интернета слово реферат изменило свое смысловое значение. Раньше реферат являлся способом проверки умения учащегося найти необходимую литературу (по заданной теме), прочесть ее и грамотно, по четко составленному плану, изложить суть, используя идеи прочитанных статей и книг для аргументации (как для подтверждения, так и для опровержения), соглашаясь или споря с авторами.
Реферат демонстрировал степень зрелости и умение самостоятельно мыслить. Нынче же «написать реферат» для большинства означает найти в сети готовую работу, подставить свои данные и сдать на проверку. Такое «обучение» ведет ко все большему снижению качества знаний.
Если источником информации является книга, вы всегда точно знаете ее автора. Если информацию вы черпаете в интернете, с кого потом спрашивать за то, что вас элементарно обманывают, подсовывая дезинформацию? Даже то, что стала пользоваться в качестве авторитетного источника Википедия, огромный минус Интернета. В большинстве ее статей в качестве фактов предлагается информация, источник которой не указан. Таким образом, как бы узаконивается способ передачи информации без указания авторства!
Информация становится незащищенной от исчезновения
Знания, накопленные за столетия, могут быть легко уничтожены, просто стерты со всех электронных носителей. Сделать это гораздо проще, чем сжечь бумажные книги. Я не пессимист и не собираюсь запугивать вас несуществующими угрозами, я просто внимательно смотрю и слушаю, что сейчас творится в мире.
Общество светлого будущего, представленное у Рэя Брэдбери в книге «451 градуса по Фаренгейту» уже почти построено, причем в ухудшенной версии. Почему этого не замечают люди? Только потому, что не видят пожарных, сжигающих книги? Нет ни огня, ни дыма, но нет и свободы выбора. Нам уже навязывают ложную информацию, подавая как истину, с помощью телевидения и даже Интернета.
Неугодную литературу, опасную для властей, очень легко «вычистить» из электронных библиотек. Пока там можно найти очень многое, но последние законотворческие инициативы заставляют подумать об истинной причине их появления. Например, мне кажется удивительным, что еще не запретили книгу «Незнайка на Луне».
В фильме по книге Брэдбери показано, как неблагонадежный человек мог быть замечен по отсутствию антенны на крыше дома.
Да, фантаст не сумел предвидеть скорости и направления развития новых технологий. Однако, его версия интерактивного участия в телепрограммах реализована, а Интернет еще больше заменяет реальную жизнь иллюзией жизни. Похоже, скоро начнут всем, не имеющим в доме телевизора, раздавать приемники бесплатно. Не зря, наверное, после пожаров в России спонсоры обещали обеспечить погорельцев телевизорами и спутниковыми тарелками.
Рэй Брэдбери защищал книги,чтение которых могло взволновать человека до слёз. Не имея возможности читать такую литературу, человек становится тупым, послушным и счастливым животным.
Я не знаю, как и по каким причинам он согласился на издание своей книги «451 градуса по Фаренгейту» в виде комиксов (в так называемом графическом переводе). Он словно расписался в своем бессилии противостоять обстоятельствам.
Бессистемность как новая норма образования
Я не выступаю противником новинок, облегчающих ранцы учеников. Однако, я против того, чтобы над детьми проводились эксперименты, о последствия которых даже не задумываются модернизаторы, внедряя непроверенные методики и учебники, от чтения которых самим учителям становится плохо!
Если у вас есть возможность, поищите на антресолях и чуланчиках старые учебники и методические материалы по русскому языку, литературе, математике, физике, изданные в годы расцвета советской системы образования. Прочтите их сами, сохраните для своих детей и внуков. Именно там содержится тот фундамент, на котором можно строить прочное здание из новых знаний.
Когда моя мама перестала работать и слегла, за ее библиотекой буквально выстроилась очередь. Мама сама решила, кому передать свои бесценные книги и дидактические материалы. Теперь одна из школ нашего города (кстати, не та, где она работала последние годы), имеет этот НЗ. Может быть этот материал уже оцифровали, но неприкосновенным он останется, если сохранится в бумажной версии и головах ее учеников.





16.10.2010
Совсем недавно посмотрела фильм «451 градуса по Фаренгейту», старый английский. Знаете, я тоже обратила внимание на роль телевидения и то, как делали счастливыми людей, ограждая их от чтения классики. У нас ведь тоже сейчас вытесняются умные программы тупыми комедийными с заранее записанным смехом из зала. Ненавижу! сама уже не смотрю, но вынуждена слышать. Сломавшийся телевизор в доме родителей стал самым страшным событием в мире. У бабушки истерика была, что не может посмотреть свой любимый криминальный сериал.
[Ответить ]
17.10.2010
Верно заметили, реальность превзошла самые мрачные ожидания. Телевидение заставляет делать ненужные покупки и убивает время, отупляя своими бесконечными говорильнями и несмешными шутками под фонограмму смеха. Интернет поглощает сетями тех, кто не поддается воздействию ТВ. Разнеца невелика, тут тоже море рекламы и простор для манипуляции сознанием.
Все говорят что стали читать меньше, а большинство классику после школы в руки никогда не брал. Неужели мы уже готовы потерять книги как источник настоящих знаний и остаться с экранизациями и комиксами? Не мог себепредставить книгу, протестующую против комиксов, изданную в виде комиксов. Очень печально.
Что-то плохо помню «Незнайку на Луне», почему ее могут запретить?
[Ответить ]
17.10.2010
Нужно позитивно подходить к новаторству. У меня дома полно книг по истории, обществоведению, которые изданы в СССР — это макулатура храниться на память о той эпохе. Книги пронизаны насквозь ложью и идеологией того времени. Не всегда статьи Википедии не имеют авторства и ссылок на источники.
Реферат в школе мог писаться только по одному учебнику. Только по одному учебнику в школе нас учили истории и литературе, мы понятия не имели, что есть другие точки зрения. В системе европейского образования реферат должен отображать максимальное количество точек зрения по определенному вопросу, где можно выразить свое отношение к каждой из них.
Мои знакомые, обучающиеся в Европе, для написания курсовых работ по истории брали советские учебники, сопостовляли и анализировали их. Что мешает сделать тоже самое, используя электронные и отсканированные старые учебники? В электронном варианте книга скорее становиться доступной для читателя. Чтобы ее не переписывали, должен быть банк, в котором можно бы было проверить источник на оригинальность.
Я отказался от покупки, в первую очередь, а по мере возможности и чтения бумажных газет, а также постепенно отказываюсь от бумажных книг. Бываю частым посетителям библиотек и что там вижу, самые читаемые книги — романы Донцовой, Марининой, Устиновой и т. д. Жалко бумаги, честное слово.
Да, в Интернете есть проблема с сохранением авторских прав, но еще более смешно, когда авторские права кто-то выкупил, а автора давно нет в живых, и сейчас только он правообладатель имеет право издавать и получать прибыль за не свои произведения. Это, обратная сторона медали. В России и во всем мире имеют большой резонанс определенные случаи.
Сколько останется живых лесов, которые идут на бумагу, благодаря тому, что книги издаются в электронных вариантах? Я не боюсь, что меня смогут зомбировать, всегда найду другую точку зрения и с нею познакомлюсь. Если государство будет ограничивать доступ к изданиям, ему не выгодным, то каким-то образом благодаря Интернету они станут доступны тем, кто умеет искать и находить, что нужно.
Изменить мир мы уже не сможем, а вот поменять свое к нему отношение — в наших силах. Нужно думать о том, как защитить прогресс, а не как его притормозить и от цивилизации вернуться в эпоху варварства, сохранив лучшие достижения человечества.
[Ответить ]
17.10.2010
Lilu, бабушка криминальные сериалы смотрит? Круто!
Роман, в Незнайке на Луне есть глава про остров дураков. Там коротышки развлекаются и целыми днями смотрят кино, катаются на каруселях и незаметно превращаются в баранов. Аналогия с нынешним телевидением и засильем развлекательных программ полнейшая. Пора запрещать.
Мечислав, Вам жутко не повезло (или это мне так посчастливилось?). Выходит, нас в Казахстане учили по европейской системе? Впрочем, возможно, потому что среди педагогов были эвакуированные или репрессированные и их потомки. Реферат по единственной книге — такого у нас никогда не было. Это называлось не рефератом, а конспектом. В реферате же самым ценным был список использованной литературы. Чем больше нашел доказательств или опровержений заданной темы, тем интереснее получался реферат и выше оценка. Приходилось попыхтеть в библиотеках.
Я очень опасаюсь, что в электронном варианте книг в них будет внесена быстрая и незаметная правка, а сравнить будет не с чем. Уже сейчас учебники истории столько раз писаны-переписаны, что верить чему-либо вообще нет возможности.
Книги по истории КПСС и тому подобную литературу я давно отдала на растопку печи, мне это не интересно. То, что в библиотеках читают детективы, для меня открытие. Я сама в библиотеку всегда шла в поисках знаний, а не развлечений. Как сильно изменился мир!
Я не верю, что электронные книги сохраняют леса. Не верю, что их производство столь экологически чистое, как пытаются нам внушить. Если бы кто-то хотел сохранять леса, не издавалось бы столько откровенной макулатуры-однодневок. Под завязку забивают почтовые ящики бесплатными толстыми рекламными газетами, проспектами, буклетами, которые тут же идут в помойку. А бухгалтерия сколько бумаги переводит (это при так называемом электронном документообороте (ага, как же, «экономим» бумага — каждый чих в трех экземплярах).
[Ответить ]
17.10.2010
Мечиславу действительно не повезло, наверное. В нашей школьной библиотеке было более 10 тысяч книг и некоторые издания — начала эры советской власти. Я окончила школу в 1975 году. А в сельской библиотеке — не менее 100тыс, если сравнить со школьной. Просто в школьной я работала около года, потому знаю количество, а в сельской — по количеству стеллажей по сравнению со школьной. И думать никто не запрещал, в общем-то. И нам за такие рефераты — что только с учебника — больше 4 не ставили. И про идеологию — она насквозь пропитана ложью и сейчас. А огульно выбросить идеологию того времени не получится, поскольку тогда огульно надо выкинуть идеологию времени настоящего. Идеология — это инструмент власти. И если это понимаешь — всегда найдешь крупицы истины везде. Но с Интернет-технологиями оглупление идет быстрее. Поскольку масс количество возросло, управлять ими сложнее. А чтобы управлять было легче, единичка такой массы, то есть человек, должен мыслить проще и быть глупее. Для этого и используется все, все методы. В концептуальной власти.
[Ответить ]
17.10.2010
День публикации статьи совпал с Праздником Чтения, который отмечается во Франции.
Источник:
Кроме того, 2010 год объявлен годом Франции в России и годом России во Франции, 18-й Французский праздник чтения в этом году должен стать общегородским проектом в Санкт-Петербурге, развивающим культурные и интеллектуальные связи Франции и России.
[Ответить ]
17.10.2010
zlatakrona, Вы говорите «Идеология — это инструмент власти». Почему-то раньше идеология власти была понятна людям, а нынешняя — нет. Я ее вообще никак не могу для себя сформулировать. В таких условиях трудно предположить,как дальше пойдет развитие. Если действительная цель и декларируемая кардинально противонаправлены, то остается каждому самому решать, чему и как учить своих детей, какие книги давать им читать и беречь.
Меня, кажется, пока не услышали. Я опасаюсь, что не потребуются пожарные для уничтожения знаний, которые вдруг покажутся властям лишними. Их можно будет просто стереть.Они могут стать сделать совершенно недоступными, если просто прекратить подачу электроэнергии, а вывести из строя носители тоже проще простого. Вот в такой ситуации бумажная книга может быть более надежной. Ее можно читать при лучине, у костра или даже лунном свете.
[Ответить ]
17.10.2010
Ева, спасибо за ценный комментарий. Я не знала об этом празднике, дата публикации в праздничный день — совпадение. Видимо, правда, что не бывает ничего случайного.
[Ответить ]
18.10.2010
Да, вот она настоящий подвох! Когда я училась, я еще пользовалась библиотекой и собирала очень хорошие рефераты из различных источников, это было действительно интересно и увлекательно. А сейчас ткнул пальцем по клавиатуре, нашел рефераты, скачал, распечатал и готово и, где развитие мышления, логики и способностей? Ничего нет.
Я люблю читать книги и в бумажном варианте и в электронном, все зависит от времени суток.
Все постепенно поддается электронизации.
Однако стоит электричеству прекратить свое существование, как мир встанет! И что тогда? Забавно, что технологии, что необдуманные вкладчики — направлены на одно. Умный вкладчик никогда не будет все деньги хранить в одном месте, а сейчас со всем миром получается «не умная» вещь.
[Ответить ]
18.10.2010
Виктория, Вы уловили суть!
Пусть всё поддается электронизации, но если думать о сохранении культурного наследия цивилизации, нельзя всё хранить в одной корзине. Особенно, когда общество целенаправленно стремится в угоду бизнесу оболванить своих же граждан (естественно, под благовидными предлогами!)
Кто еще сомневается, прочтите Рэя Брэдбери (скачать архив с книгой в формате .pdf) «451 градуса по Фаренгейту», или посмотрите хотя бы тот , что вспомнила Lilu ( в ссылке файл для торрента)
[Ответить ]
19.10.2010
Я прочел Брэдбери, к своему стыду, впервые благодаря Вам. Скачал, посмотрел, а было уже поздно. Распечатал и читал на ночь бумажный вариант. Просто удивительно, как точно предсказана ситуация, исключая технические детали, и про школьную реформу тоже есть! Я под сильным впечатлением, и кажется понял, наконец, что так сильно волнует Вас, Светлана.
[Ответить ]
19.10.2010
Вымарать неугодное из бумажных книг так же просто (или так же сложно) как и из электронных. Внесение корректив в электронные книги, например, при изменении каких-либо научных фактов, быстрое и это — плюс. А вымарывание по чьему-то желанию неугодного из них же — тоже быстрое и это минус. В общем и целом электронные книги имеют и преимущества и недостатки. Но реалии таковы, что бумажные книги отходят в прошлое и отойдут, как бы не сопротивлялись любители запаха типографской краски и бумаги. Кстати типографская краска- вредна, и пыль скапливающаяся на книгах — тоже. Если вдруг кто-то из поклонников бумаги забыл.
Я думаю, стоит сосредоточиться на положительных сторонах электронизации и преодолении негативных. То же право автора — в случае бумажных книг его тоже не особо существовало. Вспомните, как писал научную работу один человек, а потом, чтобы она «прошла» ему навязывали в соавторы кучу академиков, доцентов и профессоров. В художественной литературе тоже приведу пример — «Наследник из Калькутты» написан одним, а в первых изданиях указывали 2 авторов. Второй был «вор в законе», помогавший Штильмарку выживать в ссылке... Тут такой сложный вопрос...
[Ответить ]
19.10.2010
«451 градус по Фаренгейту» заставляет задуматься и надолго, но относительно оцифровки книг, надеюсь не все так печально, т.к., это делается пока, обратите внимание, пока...для экономии (как средств на изготовление, так и средств на покупку)
Но, я категорически против электронных учебников. Дети должны работать с бумагой,и только сформировавшийся человек, может переходить на электронный вид...
[Ответить ]
19.10.2010
Зная, как и какая преподносится информация, можно сделать вывод — никому верить нельзя. А тем более смотреть только телевизор или читать только одного автора. Либо ничего не надо воспринимать, либо воспринимать сразу много и ализировать, фильтровать
[Ответить ]
19.10.2010
2 sherhan «Дети должны работать с бумагой,и только сформировавшийся человек, может переходить на электронный вид...» На чем основано такое сильное ваше убеждение?
Приведите обоснование. Я могу, как минимум, показать 4 довода против вашего утверждения:
1. облегченный вес
2. Ускоренный и улучшенный поиск необходимой информации
3. Возможность интерактивного, а, следовательно, более наглядного и лучше запоминающегося представления информации.
4. В младших классах возможно использование в обучении игровых методик, также позитивно влияющих на обучение.
[Ответить ]
19.10.2010
sherhan, оцифровка книг это хорошо. Еще лучше будет, когда изобретут вечные источники энергии, достаточно дешевые, чтобы оцифрованное можно было прочесть, например, после войны или крупных катаклизмов при отсутствии электроэнергии.
Форма подачи учебного материала не так существенна, как содержание. Сейчас попыткой сделать легко и красиво маскируется то, что школьные программы лишают детей фундамента, на котором строится знание.
Zuljin, надо учиться воспринимать сразу много и ализировать, фильтровать, сомневаться, спорить, иначе — тупик.
Идущий, ускоренный и улучшенный поиск однозначно лишает множественности выбора! Это как учиться не по первоисточникам или лекциям профессора, а по конспектам, наспех сделанных ленивым и бестолковым однокурсником. Отметаются все точки зрения, кроме одной. Вы наверняка встречались с тем, как студенты говорят о своих горе-педагогах: сдать экзамен можно, только выучив наизусть методичку, написанную преподавателем. Сомневаться, задавать вопросы, использовать какую-либо другую литературу — значит провалиться.
Интерактивность и неумеренная наглядность развращает и лишает ребенка собственных фантазий и представлений. Маленьким детям нужны книжки с яркими картинками, детям постарше — картинок поменьше, вовсе не из экономии!
Домыслить, вообразить, нарисовать в уме, с этого начинается творчество. Тех, кому думать тяжело, идеально подходят комиксы.
[Ответить ]
19.10.2010
Светлана, мне кажется, мы о разных вещах говорим.
Смотрите, была обычная бумажная книга, стала в виде девайса — электронная. Никто не отменяет поиск по другим источникам и работу мысли.
Я имел в виду поиск по книге — в электронном виде — это в разы проще, особенно, если книга толстая. Вспомните хрестоматии, вот пример — нужно процитировать фразу из учебника. В бумажной версии это может отнять значительное время, в электронной — секунды, при условии, что ищущий помнит хотя бы ключевые слова из цитаты. Про профессоров и методички согласен. Что интересно, так это то, что с введением электронных книг, рефераты можно отменять. Впрочем их нужно было отменить еще год назад, после того как интернет стал совсем уж доступным. Нужно разрабатывать новые формы обучения. И этим должна заниматься школа. А она к сожалению занята вымогательством денег, преписыванием учебников на новый лад (пускание пыли в глаза). Но ведь в этих бедах виновата система образования а не сама электронная книга или техпрогресс с интернетом.
Насчет интерактивности и картинок — не согласен категорически. Чем больше — тем лучше, главное, чтобы были по теме. Человек получает до 90% информации посредством зрения, это физиология, зачем же мы сами себя угнетаем? Это естесственно — графики, рисунки, чертежи. Как учить геометрию? Я могу рассказать такой пример. Прошло 20 лет, но я до сих пор могу вспомнить синусы косинусы тангенсы и котангенсы углов 30,45,60, 90 и т.д. Я не помню таблицу, но я помню нарисованный график синуса и нарисовав его по памяти визуально найду значения. Другой вопрос, что визуальность должна быть продуманна\. а не как в детских книжках — 5 картинок на 1 строку текста, тут да
Комиксы? Мммм я обожаю комиксы, чб и такие которые графичны, зря вы так о комиксах, есть ведь и вполне отличные, которые рисуются профессионалами художниками. Комикс — это не только Спайдермен и прочая развлекаловка
[Ответить ]
19.10.2010
Идущий, я уверена, мы найдем общий язык!
Первый абзац — 100% согласна. Если речь идет о гиперссылках в тексте книги — это безусловный плюс. Однако, надо чтобы это были вручную расставленные ссылки, а для этого ой как потрудиться надо, причем именно людям, грамотным и понимающим суть текста! Когда-то я выполняла задание своего педагога в консерватории, составляла тематический указатель к большой и очень умной музыковедческой книге. Я читала ее, по каждой странице выделяла тематику, ключевые понятия, и записывала. Получалось примерно так:
Интонация — стр.9-12,67,89,220,377,488-492
Интервал — стр. 15-17,78,96,98
и так полная проработка всего текста.
Все это я делала на отдельных карточках (как в библиотечной картотеке). Безумно трудная, кропотливая работа. После нее я эту книгу ЗНАЛА, а мои заготовки могли использовать другие как образец.
Наглядность в геометрии, а тем более тригонометрии — это вещь. У мамы был учебник с встающими картинками (нужно было надевать стереоочки), и это была моя любимая игрушка.
Это нужно и правильно, что такая наглядность помогает.
Видите, и тут наши мнения сходятся.
Ну а вот про комиксы...
Нет, никак не соглашусь, что можно понять и почувствовать вкус романа, например, Анна Каренина, «почитав» его в комиксах. Перевод серьезной литературы в этот жанр наносит непоправимый вред культуре. Вполне возможно, есть великолепные образцы этого жанра, созданные как художественное произведение (то есть художниками) с пояснительными текстами. Однако, «переработку» настоящей литературы в комиксы я не могу принять никак.
[Ответить ]
19.10.2010
Ну вот и разобрались вроде бы
кстати в электронных книгах и гиперссылки просто расставлять — это все можно программно сделать — а потом останется только проверить и убрать лишнее.
Будем ждать настоящих учебников и надеяться, что они пойдут на пользу а не во вред обучению.
Перевод серьезной литературы в комиксы? Я абсолютный противник. Книга — это книга, а комикс — это комикс. Просто сами комиксы — это истории в картинках и среди них есть вполне неплохие образцы.
[Ответить ]
20.10.2010
Если кто-то работал с архивами старых дореволюционных газет (как это доводилось мне), то понимает, что оцифровка — единственный способ сохранить историю. Газеты даже за 100 лет рассыпаются почти в прах, к ним страшно прикоснуться.
Я — за оцифровку всего и вся. Но мне хочется, чтобы мои дети читали и бумажные книги тоже. Может быть, я консерватор, но чтение бумажной книги — это особенный вид удовольствия, не сравнимый ни с чем.
Хотя для работы (особенно с научной, учебной литературой) удобнее электронные книги: там и найти что-то легче, цитировать проще, да и огромную библиотеку можно хранить в своём компьютере, а не заставлять весь дом книгами от пола до потолка.
[Ответить ]
20.10.2010
Прочитал всю статью и комменты.
Выскажусь и я, «электронизация» накопленных знаний, перевод их из в безбумажную форму, это процесс объективный. Который нельзя оценивать положительно или отрицательно. Всё зависит от властей, именно они своим управлением определяют, во благо пойдёт очередной процесс или во вред.
Электронные носители имеют свои преимущества и недостатки, как и бумажные носители. Долг властей извелкать преимущества из обеих форм хранения информации, если власть конечно народная. Антинародная власть, конечно же будет усиливать отрицательные аспекты.
Кстати, Светлана. Я писал в своей статье о планах мирового правительства, что касается уничтожения библиотек. Фраза взята не с потолка, с конкретной статьи. Она тут к месту:
А вот и цитата:
Оказывается, «в функции публичной библиотеки не входит функция книгохранения». Так заявила профессиональный библиотекарь. И даже более того – в обязанности сотрудников таких библиотек входит функция уничтожения книг. Процесс идёт давно, рутинно и неуклонно.
Звучит сенсационно, но это не новость. И отнюдь не тайна за семью печатями. Просто мы ленивы и нелюбопытны, и не замечаем, что творится вокруг нас. На сей раз заметили. Благодаря питерскому писателю Александру Житинскому. Он сам рассказал о своем открытии в личном блоге
...
Официально считается, что уничтожаются ветхие книги, так сказать, зачитанные до дыр, рассыпающиеся в руках читателей. Однако я пообщался с московскими библиотекарями, имена и место работы которых я пообещал не называть, чтобы у них не было неприятностей, и выяснил: таких ветхих книг у них почти не бывает, приходится ликвидировать вполне целые и невредимые, которые занимают много места и редко пользуются спросом. Более того: от зачитанных книг, тех, что часто берут и иной раз даже записываются за ними в очередь, избавляться невыгодно. Ибо есть такой коэффициент, как оборачиваемость фонда. В результате приходится избавляться в первую очередь от собраний сочинений классиков. Так уж получается. Мало их спрашивают.
Дальше происходит вот что: с каждой книги сдирается обложка и надрезаются или рвутся страницы – так как они должны утратить товарный вид. И в таком виде книги сдаются в макулатуру, и справку о сдаче надо приложить к каждому акту о списании.
Я, конечно, спрашивал, почему нельзя устраивать распродажи или просто раздавать – желающие обязательно найдутся. Нет, нельзя – объяснили мне. Продавать запрещено, чтобы не было злоупотреблений. А безвозмездно отдавать людям, тянущимся к культуре? Тут всё зависит от библиотекаря. Кое-кто признавался, что у них сердце обливается кровью, когда надо рвать и кромсать Тургенева, Чехова или Бальзака. Иной раз, чтобы сохранить любимого классика, идут на всякие хитрости, прячут или подменяют принесенными из дома менее дорогими для них книгами. Но это же капля в море.
[Ответить ]
20.10.2010
Вот и я поделюсь ссылкой на статью
Посмотрите обязательно!
[Ответить ]
20.10.2010
Прогресс идет семимильными шагами и его вряд ли мы остановим.
Идеология и образование — это совершенно разные вещи. Тот, кто захочет переписать учбеники по истории и культорологии, тот найдет способ, на каких бы носителях это бы не было.
По поводу рефератов. Асболютно не важно откуда взят материал, скачан из интернета или просижены тысячи часов в библиотеке. Тут мне кажется идет подмена понятии. Вы думаете, что скачивание реферата автоматически обесценивает труд того, кто писал и читал всю ночь? Я не соглашаюсь с этим. Все прежде всего зависит от человека. Если он стремится к знаниям, то он будет читать ЛЮБОЙ источник, прежде чем писать или скачивать реферат. Если он лентяй, то ему уже это не поможет.
Абсолютно согласен с Идущим, что прежде всего должны меняться методы образования. А не приходила ли никому в голову идея о том, что система образования уже устарела? Кто-нибудь думал, что тупое переписывание лекции не дает уже такого результата как 50 лет назад? Что нет интерактивности в обучении, меньше стало дискуссии между преподавателем и студентом. Что Интернет так прочно вошел в нашу жизнь, что игнорировать его теперь просто глупо.
[Ответить ]
20.10.2010
ladybloger, давным-давно я ездила в Москву, чтобы работать в отделе редких книг и рукописей Ленинской библиотеки. Уже тогда на руки в читальный зал книги не выдавали, если были диафильмы. Читать их было неудобно, но выбора не было. Я заказывала снимку нужных материалов, а потом уже дома оплачивала отпечатку с диафильма фотографий. Это кошмар. Конечно, современные технологии сделали такую работу намного более легкой и дешевой, даже не надо далеко ездить.так что в этой части разговора я полностью согласна, надо переводить в цифру и сохранять. Однако, я своей заметкой предупреждаю,что не всё так однозначно, есть и другая, темная сторона дела.
[Ответить ]
20.10.2010
Moriarty Lecter, самое страшное то, что сами учителя новой формации принимают рефераты от школьников и ставят хорошие оценки за те «труды», которые они даже не просматривали. Папа-дядя-тетя скачали из интернета и в распечатанном виде отдали чаду. Потом в ВУЗе это продолжается, и всем кажется вполне безобидным существование в Интернете сайтов, на которых можно бесплатно скачать что угодно, а за деньги купить вполне добротную научную работу, вплоть до диссертации. Вот только когда такой «доктор» насмерть залечит, а юрист безвинного засадит, начинаем искать причины.
[Ответить ]
20.10.2010
На тему образования много чего можно сказать.
Отвечу Вам в своем посте:-)
[Ответить ]
20.10.2010
[Ответить ]
20.10.2010
Жалко леса! Не потому что идет на книги, а потому что идет на макулатуру — журналы (которых расплодилось — море) и прочие ненужные и отупляющие печатные издания. Но, с другой стороны, и книги, те, что когда-то расходились по рукам в виде самопальных копий, теперь уже можно купить. И покупают. И то, и другое. Точно также, как и пользуются электронными носителями, все, по — разному. И история переписывается не только в электронных носителях, в бумажных тоже. И книги где-то уничтожаются, а где-то хранятся. Мне кажется, что ничего не убывает, ничего не прибывает. И так было всегда. Никогда книги не исчезнут, никогда их не заменит электронный носитель. И именно по той причине, что всегда есть кому это сохранить. Мне кажется, что волнения по этому поводу необоснованны.
Что касается обучения молодого поколения, то оно учится у нас, взрослых. И не только (вернее, не столько) в школе, как дома. От того, какие родители, такими вырастают и дети. Так и воспринимают все, в том числе знания. И умение мыслить — по шаблону или самостоятельно. Выбирать глянцевый журнал или Шекспира, смотреть фильмы гениев киноискусства или Дом-2. Находить в интернете только порнуху или редкие книги.
[Ответить ]
20.10.2010
Верно говорите, Марина. Леса рубят, но выпускают не хорошие книги, а глянцевую макулатуру, вредную для психики.
Стремительный переход на букридеры тодже неспроста и отнюдь не на благо народа или сохранения леса. Это же очень выгодный бизнес. Кто знает себестоимость? За сколько продают? Как быстро модели сменяют одна другую? Покупателей втягивают в гонку за новинками.
[Ответить ]
21.10.2010
Светлана, я выразил некоторое свои взгляды на образование у себя в блоге
[Ответить ]
22.10.2010
Хорошие книги есть, и они всегда будут. Просто беллетристика заполонила все прилавки и магазины. Но сейчас сам собираю собственную библиотеку хороших книг.
[Ответить ]
22.10.2010
Алексей, не знаю, как у Вашем городе, а у нас книжные завалены таким количеством мусора в красивых обложках, как и в супермаркетах. Ценных, полезных, питательных продуктов мало-мало, а вредных, с красителями, подсластителями, стабилизаторами и консерваторами — завались. И плюс оголтелая реклама этой гадости, угрожающей здоровью народа. Та же ситуация с книгами. Их много, очень много, особенно «Как получить миллион ничего не делая» и «Как похудеть, обжираясь сладостями», «Как приворожить чужого мужа» и"«Как уложить девушку постель на первом свидании» — вот такими «КАКАМИ» заполонились полки книжных. Про массу женских детективчиков вообще молчу.
Есть и хорошие книги, в приличном издании, но очень дорогие, и их совсем не так много, как хотелось бы иметь в стране, когда-то бывшей самой читающей именно книги, а не глянцевые журналы.
[Ответить ]
22.10.2010
2 Алексей. Беллетристика — это не синоним для книг-макулатуры.
2 Светлана. Как же меня порадовало это: «вот такими «КАКАМИ» заполонились полки книжных.» Классно получилось
[Ответить ]
22.10.2010
Идущий, проcветите, пожалуйста, что Вы относите к беллетристике?
[Ответить ]
22.10.2010
Классическое понимание термина — бель летр — красивое письмо (эх мой школьный французский как же я тебя до сих пор помню). — художественная литература. А то, что Алексей назвал «беллетристикой» лучше всего называть чтивом, макулатурой.
[Ответить ]
22.10.2010
Когда я училась, беллетристикой считалось любое чтение для развлечения, ненаучная литература, бесполезная для обучения, но не вредная.
Тогда макулатурой чаще всего считали издания с материалами съездов КПСС, пленумов и т.п (только вслух этого никто не говорил). Хорошую литературу называли художественной.
Сейчас каждый по разному оценивает ценность книг. Для кого-то то, что я отношу к макулатуре, все равно что библия для верующего (например, «Как стать миллионером», всякая эзотерика и т.п.) Когда говорят о проценте людей читающих книги в целом, надо понимать, что среди тех, кто называет себя читающим, масса людей, занимающихся саморазвитем в рамках компаний МЛМ, а читают они исключительно мотивационную литературу, а куда ее отнести — не могу сказать. Никакая она не художественная.
[Ответить ]
22.10.2010
Светлана, при всем моем уважении к вам и нелюбви к википедии, Все же не соглашусь с трактовкой слова беллетристика, и википедия меня поддерживает:
И БСЭ тоже трактовка к моему изложению ближе, как мне кажется :
[Ответить ]
22.10.2010
Идущий, я никуда не заглядывала, потому и спросила, что Вы называете. Я не претендую на точность формулировок, и написала о том, что запечатлелось в памяти. Сама я вообще это слово никогда не употребляю ни в письменной, ни в устной речи. А как оказалось, именно версию «Иногда под Беллетристика подразумевают идейно и художественно несовершенную литературу» и имел ввиду мой учитель.
Думаю, нет смысла спорить о том, что при отсутствии цензуры и отношении к книгоизданию не как идеологически воспитательному процессу, при всеобщей коммерционализации, издаются массовыми тиражами отнюдь не лучшие художественные книги, а именно чтиво.
[Ответить ]
22.10.2010
[Ответить ]
22.10.2010
оффтоп. Ох и злой у вас плагин, то пускает меня то блочит — у меня постоянный эффект дежавю, когда у вас комментирую :)))
[Ответить ]
01.11.2010
У Бредбери в Фаренгейте нет ни единственного намека на то, что отсутствие антенны выдает неблагонадежного человека
Фабер не имел дома телевизорных панелей и никто его, тем не менее, не трогал.
Статья хорошая, но не трогайте классику, при всем уважении
[Ответить ]
01.11.2010
Идущий, я не знаю где поставить настройку на зеленый коридор для Вас.
Круфоко, спасибо за замечание. Внесла поправку. Вероятно, отпечаталось из фильма, а перечитывать сейчас не могу — отдала знакомым. С монитора читать очень трудно, ридером пока не обзавелась. Подожду, когда Идущий купит и опробует.
[Ответить ]
01.11.2010
Да я уже почти привык. просто непонятно, что раз кидает в спам — раз пропускает.
По поводу букридера — ой боюсь не скоро это будет.
а не хотите попробовать читать со смартфона? Для вашей моделди вполне приличная программа есть и экран у вас широкий удобно- и шрифт можно сделать любого размера? Могу помочь
Тем более я вам обещал
[Ответить ]
01.11.2010
Мне кажется, Вы просто не привыкли читать с монитора) это не так уж трудно, и удобно. Конечно, печатная книга — это наше все, но электронные доступнее, увы. Я сегодня на работе одну прочитал и половину второй (профессиональная литература, по делу — смеется). Не ехать же в библиотеку.
[Ответить ]
02.11.2010
Идущий,попробовать можно, но как-то не особо хочется.
Маленький экран, по которому еще пальцем елозить надо, чтобы строчки двигались, и это движение раздражает.
Круфоко, я книги читаю, сидя в удобной позе, а ноутбука или нетбука у меня нет. Читать за рабочим столом художественную литературу мне не слишком комфортно, быстро устаю.
Галина Шефер очень верно написала тут:
Когда я читаю статьи на блогах, я не так глубоко погружаюсь, чем когда читаю бумажную книгу. Вероятно срабатывает общий настрой на вторичность информации из-за обилия рерайта в Интернете. Когда встречаю что-то ценное, я распечатываю текст, а потом уже вникаю.
[Ответить ]
02.11.2010
«А Галя ваша балувана» ©
Светлана, вот на моем I200 — экран маленький, а на вашем — вполне нормальный. Перелистывание осуществляется легким нажатием внизe экрана.
Но смотрите сами — не нравится — я же вас не смогу заставить
[Ответить ]
02.11.2010
Идущий, освою да еще и расскажу, как это сделала с Вашей помощью через Скайп.
[Ответить ]
02.11.2010
Договорились. Как решитесь — скажите мне, я вам программу помогу поставить и настроить. С настройками там сложно, а вот с использованием- весьма удобно.
[Ответить ]
18.11.2010
Светлана, а как вы относитесь к такому явлению как Буккроссинг? Мне идея очень нравится, по-моему даже обсуждение ее может быть темой отдельного поста.
[Ответить ]
18.11.2010
Хорошо отношусь. Один раз видела в книжном специальную обменную полку. Стояли там исключительно женские романы и иронические детективчики, в мягкой обложке, карманного формата. Возможно, где-то среди студенчества это явление более распространено, но я вынужденная домоседка, поэтому не могу говорить уверенно.
[Ответить ]
02.08.2011
Да, недооценивать тёмную сторону силы гибельно. А такая ли она тёмная и такая ли она сила?
В дополнение к уже написанному здесь хочется заметить, что именно широкое распространение электронных книг заставит большие издательства резко сократить выпуск популярной литературы и уделять особое внимание качеству издаваемых бумажных книг. В противном случае бумажные книги никто покупать не будет.
[Ответить ]